Все программы новостей последнее время начинаются с сообщения о мировом финансовом кризисе. Выступают известные экономисты и первые лица страны с программами выхода из кризиса, называя разные сроки.
Но мне нигде не довелось ни услышать, ни прочитать, почему же возник этот самый кризис? Полгода или год назад никто не предполагал, что наступят трудные времена. Что изменилось за это время? Всемирного потопа не было, нашествия инопланетян не наблюдается, да и падения гигантского метеорита (когда-то погубившего жизнь на Земле, по предположению некоторых специалистов) не ожидается. В школах и институтах нас, конечно, учили, что всякого рода кризисы – «неизменные спутники капитализма». Но все же давались какие-то толкования: то перепроизводство товаров, то борьба за рынки сбыта, а то и настоящая война.
Последний из таких кризисов, получивший название «энергетический», возник лет двадцать назад во время очередной войны между Израилем, поддерживаемым западными странами, и арабами, когда исламский мир нашел в себе силы объединиться, и задвижки на нефтяных скважинах были дружно прикрыты.
Тогда впервые «цивилизованные страны» почувствовали, как они зависимы от «третьего мира». Могучий танкерный флот застыл у причалов. Английские газеты с горечью писали, что королева на двух последних приемах появилась в одном и том же платье. О, ужас! Некогда владычица морей, империя, «над которой никогда не заходит солнце», не может сшить для своего монарха выходной костюм?!
Я не знаком глубоко с творчеством великого Шекспира, чтобы привести соответствующую цитату, поэтому сошлюсь на безвестного русского летописца, написавшего (это касалось Смутного времени): «О время стыда и бесчувствия. Какой ответ дадим потомкам?» Думаю, что «время стыда» в полной мере прочувствовали гордые англосаксы.
Пресса США объявила конкурс на лучшее предложение способа экономить энергоресурсы. Среди многих, нам привычных (вроде: уходя, гасите свет) и непривычных (сидеть на унитазе в темноте), самой оригинальной была признана идея тридцатилетней дамы, которая звучала так: «Принимайте ванну вдвоем!» Можно только предполагать, какие комментарии сопровождали этот нетривиальный выход из кризиса.
Но это было «у них». А мы-то самодостаточное государство, как тогда, так и сегодня. Мы сами в любое время можем закрыть нефтяные и газовые задвижки.
Если это плата за «интеграцию в мировое сообщество», то мы вправе задаться вопросом: «Не слишком ли дорого? Не поторопились ли мы в 90-х годах шумно приветствовать падение «железного занавеса»?» На эти очевидные во-просы ответов пока нет. Ну, а как восприняла экономический кризис российская провинция и в частности наш город?
Спокойно, если не сказать равнодушно. Конечно, местные газеты сообщали, что на ДААЗе намечается сокращение – примерно 400 человек, что НИИАР отправил людей в административный отпуск. Но ведь все это мы видели и прежде, и пять, и десять лет назад.
И даже ворчание моей жены по поводу повышения цен на скромный список приобретаемых товаров нельзя увязывать с кризисом – так продолжается два десятка лет…
Но жизнь идет. Перед самым Новым годом заметил, что единственный в Димитровграде кинотеатр сменил владельца. Я никогда не узнал бы об этом эпохальном событии (в последний раз посещал кинотеатр лет 15 назад), если бы не бросилось в глаза отсутствие названия «Спутник», красовавшееся на фронтоне более 45 лет. Это открытие меня удивило и огорчило. Почему люди, от которых зависит смена хозяина, не ставят обязательного условия сохранить не только профиль учреждения, но и название?
Совершенно очевидно, что построенный сегодня фонтан, заложенный сквер через 50-100 лет станут исторической достопримечательностью города.
Кинотеатр «Спутник» из этого рода. Сейчас уже трудно представить соцгород без ДК «Восход», НКЦ имени Славского, Дворца книги, которые по праву считаются лучшими в городе, а то и в области. Но они построены были позже. А самым первым и долгожданным культурным учреждением был «Спутник».
И произошло это 7 ноября 1961 года (если я ошибся датой, ветераны поправят меня). Как тогда было принято, строители очень торопились завершить работы к знаменательной дате, и поэтому свежевыкрашенные батареи и решетки перил оставляли следы на наших руках и одежде.
…В текущем году общественность НИИАРа будет отмечать далеко не рядовое событие – 50-летие профсоюзной организации, призванной объединять людей разных профессий и направлять их усилия на достижение единой цели – построение научного центра. С вводом в строй «Спутника» с его большим залом у профкома появилась возможность выйти из тесных комнатушек и проводить полноценные конференции с привлечением большого числа представителей первичных организаций.
Но самым большим подарком «Спутник» стал для молодежи, так как все сотрудники института тогда имели возраст 20-25 лет, а располагавшиеся рядом два общежития не пустовали.
В 2004 году напротив кинотеатра был установлен макет ракеты-носителя «Союз», выполненный в масштабе 1:20. Многие, и я в том числе, недоумевали: «С какой стати?» И только спустя некоторое время я понял: уместно. За макетом на небольшом возвышении – кинотеатр, на фасаде которого крупно набрано «Спутник», слово, вошедшее во все энциклопедии мира после октября 1957 года, слово, символизирующее упорство и талант нашего народа.
И вот на этом самом месте новые хозяева начертали новое название, конечно же, по-английски (в духе времени) – «Вега». Не поленился, открыл энциклопедический словарь за 1953 год: «Вега – звезда, альфа созвездия Лиры, нулевой звездной величины».
Стала совершенно очевидной ненужность устремленного в небо «Союза» (давайте уж лучше «Аполлон»).
В прежние времена, бывая в Северной столице, не единожды наблюдал, как разноязычные толпы туристов фотографировались на фоне мемориальных досок, вещающих о трагедии и славе нашего народа: «…при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Волжская твердыня сохранила легендарный дом Павлова. Почему же мы так легкомысленно относимся к тому, что является историей института, сделавшего наш город всемирно известным? Не требуется никаких больших денег (да и малых тоже), чтобы сохранить хотя бы названия первостроек: магазин «Дружба»; школа №1; детский сад «Солнышко» (и тут, правда, уже новая вывеска «Д/с №41 «Колобок»). А ведь сегодня первые посетители этого учреждения уже приводят сюда внуков. Вот она, связь времен, и не хотелось бы, чтобы она прервалась.
А что думают по этому поводу народные избранники, ветераны НИИАРа?..
П.Сурцев, ветеран труда