За бортом речного «Метеора» взрывается пушистой пеной волжская вода. Словно аккомпанирует звучащим то с одной, то с другой палуб казачьим песням. Прогулка по водохранилищу – возможность отдохнуть от напряженной программы двухдневного межрегионального Поволжского казачьего фестиваля «Двенадцать жемчужин». В нем приняли участие ансамбли казачьей песни из Оренбурга, Чебоксар, Нижнего Новгорода, станицы Вешенской Ростовской области.
Для кого как, а для участников фестиваля и отдых – с песней. Пройдя от одной группы к другой, окунаешься в огромный мир казачьей песни. Казаки, убеждена руководитель Ульяновского казачьего хора, полковник Ирина Гришина, возродят Россию. Потому что их песни воспитывают в людях патриотизм, они напоминают нам об истории свободолюбивого и вольного казачества. В походах и нна сборах они пели о том, что переживала страна. Многие любимые народом песни – «Там, вдали за рекой», «Смело мы в бой пойдем», – переделаны из казачьих.
Огромный пласт казачьих песен появился из эмиграции. Много лет тайно переписывались и передавались из рук в руки стихи покинувшего Россию на одном из последних пароходов Николая Туроверова. Он одним из первых казачьих командиров поднял организованное сопротивление на Дону против большевистской власти. Тоску изгнания и трагедию родного казачества он выразил в своих стихах:
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
Ирина Гришина не смогла процитировать Туроверова до конца: у «железной леди» дрогнул голос и подступили к глазам слезы. Мы дослушали эту песню на другом конце палубы. Ульяновец Леонид Фискалов напел нам ее, аккомпанируя себе на сделанной им 18-струнной гитаре.
С левого борта залюбовались Волгой артисты из Курманаевского народного ансамбля «Долина» (Оренбург). Несмотря на отсутствие нужной акустики и шум мотора руководитель Светлана Шабалина согласилась напеть «Молитву». Этот номер стал коронным номером «Долины», наверное, потому что идет из самого сердца. Ансамбль существует уже 15 лет. За этот срок в коллектив влилось уже второе поколение влюбленных в казачью песню людей.
– Когда я пою казачьи песни, словно вижу то, о чем пою, чувствую до дрожи в сердце…, – делится со мной врач- физиотерапевт Центральной городской больницы Ульяновска Надежда Качаева, – Казалось бы, откуда? Возможно, что это и есть зов предков, о котором мы любим говорить.
В ансамбль «Здравица» входят врачи, санитарки, буфетчицы, лаборантки, медсестры. Много молодых. Артистка «Здравицы» Светлана Темникова уверена, что из людей, поющих казачьи песни, получаются хорошие люди.
…Мы слушаема известную в последнее время песню «Когда мы были на войне…»
– Война и казак – всегда рядом, – рассказывает Ирина Гришина, – казак всегда был готов к войне: в каждом доме хранился вещмешок с едой и сменой белья. Прозвучал сигнал, взял мешок и в поход. Не случилось призыва, поменял содержимое мешка на свежее.
На противоположном конце «Метеора» расположились вешенцы. В прошлом году они не смогли участвовать в фестивале. Фольклорный ансамбль «Зарница» – действует при государственном музее-заповеднике станицы Вешенская. Руководитель этого коллектива – Валентина Кошкина считает, что нужно во что бы то ни стало сохранить первозданное звучание казачьей песни, которую так любил Шолохов. В знаменитом «Тихом Доне» («Это наш Букварь!») упоминается более 40 казачьих старинных песен. Цель участников фольклорного ансамбля – найти эти песни, записать и донести их до народа. За 23 года существования коллектива сохранено около 200 таких песен. Коллектив «Зарницы» – разновозрастный. Одни помнят песни, потому что впитали их с молоком матери. Других надо учить доводить песню так, чтобы ее исполнение не отличалось от того, как пели ее предки. Внук Шолохова – Александр Михайлович когда-то тоже был участником ансамбля, но в последнее время только заходит попеть. Хорошо пел, вспоминает Валентина Ивановна, и сам Михаил Александрович.
Встреть мы Ивана Николаевича Борщева не на палубе, где расположились вешенцы, а на другом конце, все равно признали бы в нем настоящего донского казака. Похож он и на Нагульнова, и на Мелехова. Когда разговорились, узнали, что схожесть эта – не только внешняя. Прапрадед Борщева привез с русско-турецкой войны турчанку, которая стала Ивану Николаевичу прапрабабушкой. Шолохов ввел турчанку в канву «Тихого Дона». Не смог он обойтись и без колоритной фигуры деда Ивана Борщева – Тимофея Прохоровича, вывел его под фамилией Черничкина.
Четверть века Иван Борщев служил в милиции, все эти годы был в оппозиции к райкому. Мог бы служить и дальше, да характер подвел. Донской казак Борщев любил резать «правду-матку» в глаза. Пришлось уйти в 50 лет. Потом работал в охране Шолохова. Как-то Михаил Александрович попросил за него и еще одного охранника. Напарнику звание повысили, а Борщеву – нет. Успокаивая, Шолохов напомнил Ивану Николаевичу слова Григория Мелехова: «А чего ты распинаешься за эту власть, чего она тебе сделала?».
Организатор второго межрегионального фестиваля, полковник казачьего войска Ирина Гришина не успевает познакомить нас со всеми участниками фестиваля. Она рада тому, что он состоялся, что ей удалось познакомить своих земляков с творчеством казачьих ансамблей других регионов России.
Людмила ДЯГИЛЕВА