Какой ребенок не мечтает поплавать на настоящем корабле? И подумайте – всё, что нужно для того, чтобы сбылась ваша детская мечта – это отправиться в речной круиз! Тем более, что вот она — Волга! Течёт-плещется, широко и вольно разливаясь! Жить на берегу великой реки и не знать, не быть знакомым с каждым из её берегов — это, согласитесь, несколько неправильно!
Одна печаль: поездка на белоснежной мечте под названием теплоход, как бы ни была она романтична, сказочна и желанна, как-то больше ассоциируется с круглой суммой в кошельке, чем с негой томных вечеров и бурным ажиотажем насыщенных дней! Где то золотое время, когда рядовые граждане могли позволить себе купить билетик на рейсовый теплоход и отправиться в долгожданной путешествие, заходя во все мало-мальски значимые порты реки-Матушки?! Где те милые денёчки, когда одним из этих портов мог считаться и речпорт в нашем родном городе!? Развейтесь, вожделенные мечты! Приди в себя разохотившийся отпускник! Ульяновский речной порт не то что регулярными рейсами не избалован, в него и не всякий круизный теплоход заглядывает! Неужели речное судоходство погибло?
Условно-призрачный респорт
Горожане и жители региона замерли в ожидании: неужели шумиха, поднявшаяся вокруг ульяновского речного порта означает возрождение в нём речного судоходства?
Мечты и реальность
Задумали мы с роднёй прокатиться нынешним летом по Волге. Воображение уже рисовало белый теплоход, струящуюся за бортами воду и тёплое солнышко, согревающее нас, в то время, как мы любуемся окружающими пейзажами… Воплощение наших желаний в наших руках! Несколько дней мы бесплодно пытались дозвониться до речпорта, и ощутив некоторое беспокойство, решили лично наведаться к вожделенным кассам. Нас встретил ностальгически-сонный застой. Окошечко кассы оказалось плотно закрытым. Какой-то речпортовский работник долго пытался привлечь внимание кассира-диспетчера, стуча по стеклу. Наконец откуда-то появилась девушка и впустила его в недра служебного помещения.
Заметив нас, кассир поинтересовалась: «Вы на прогулочку?». Узнав, что мы наивно надеемся купить билетик на рейсовый теплоход, поспешила нас разочаровать. Мол, рейсовый теплоход — давно исчезнувший вид транспорта, а информацию обо всех прочих услугах следует узнавать в турфирмах.
Исключение составляют услуги прогулочного теплохода — одного на весь речпорт! – объявления о которых в обилии расклеены вокруг кассы и на специальном стенде. Судно типа «Московский», габаритами напоминающее катер-переросток, мы увидели неподалёку. Час путешествия на нём (включая возможность постоловаться в теплоходовском буфете — ни со своими напитками, ни с едой не пускают) стоит 180 рублей. М-да… Реальность с мечтами мало соотносится.
Волнение в гавани
Вы слышали? Буквально на днях в тихой гавани нашего речного порта наметилось волнение! Началось всё с того, что губернатор Сергей Морозов обвинил руководство и владельцев речпорта в нежелании развивать речные перевозки и инфраструктуру предприятия.
– Есть ряд претензий к бизнесу, — высказался по этому поводу Сергей Иванович. — Приобрели вокзал, грузовой и пассажирский порты и сидят, как собака на сене. Капитаны судов не желают заходить в Ульяновский речной порт, потому что он в ужасном состоянии. Эти слова мне не раз приходилось слышать в процессе общения с жителями нашего региона.
Следствием этих заявлений стало требование к руководству области (в лице первого вице-премьера Александра Пинкова) разработать комплекс мер по поддержке и развитию речного судоходства, причём отдельной строкой в этом требовании была выделена забота об инфраструктуре ульяновских портов, к которым глава региона отнёс причалы, заправки и разгрузочные терминалы.
Сейчас главный форпост речного судоходства в Ульяновске принадлежит ОАО «Ульяновский речной порт». Это комплекс на правом берегу Волги, созданный в ходе приватизации и имеющий грузовое и пассажирское направления. (Именно о нём шла речь в начале статьи.) Пассажирские рейсы этот порт не выполняет. Прогулочные — ежедневно. К услугам пассажиров — уютный и продуваемый зал ожидания, где могут с комфортом разместиться человек 15, и где постоянно с ещё большим комфортом размещается один-другой посетитель. При желании можно отведать шашлыка в местной кафешке или разжиться там же мороженым. К нашему удивлению, рядом с вокзалом даже обнаружилась передвижная лавка со стандартным набором сувениров.
Далеко ли до Самары?
От иногородних путешественников, проплывавших через наш город прежде, мы слышали, что экскурсии по Ульяновску оказались для них небезинтересны. Однако туристы с теплохода, виденного нами в ходе визита, лишь тоскливо слонялись по пристани, разыскивая дорогу, которая вела бы «хоть куда-нибудь». Наше предложение подняться в город по лестнице было встречено недоумёнными взглядами. Хотя лично я, посидев часок на нашем пустом речвокзале, и имея на следующие несколько часов аналогичную перспективу, полезла бы куда угодно.
Хотя, как утверждают работники турфирм, экскурсоводы, работающие у них, стараются занять туристов, не давая им засиживаться в порту, дабы избежать «неприятного впечатления».
Количество круизных путешествий по Волге с отправлением из самарского речпорта в разы превышает аналогичные с отправлением из ульяновского: для того, чтобы найти последние, следует хорошо постараться, тогда как первые сыпятся как из рога изобилия! Соответственно, невелик и качественный выбор и ценовой разброс. Между прочим, из Самарского речпорта даже регулярные рейсы ходят!
Кстати, а так ли далека та Самара? Может, доехать до неё, а там уж и на теплоход сесть? Раз уж в родном Ульяновске выбрать не из чего! Пора, наверное, брать пример с земляков, что уже подались к поволжским столицам (кроме Самары, к процветающим в плане речного туризма близлежащим городам относят ещё и Казань) в поисках воплощения мечты о белом теплоходе!
Место активной борьбы
Главным преимуществом речного транспорта специалисты называют низкую себестоимость перевозок: именно благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.
В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с автомобильным и железнодорожным транспортом.
На данный момент система регулярных речных рейсов находится в весьма плачевном состоянии. Традиционные речные суда редко развивают скорость более 25 км/ч и используются практически исключительно для перевозки туристов в речных круизах.
Ещё в апреле текущего года министр транспорта РФ Игорь Левитин поднял вопрос о повышении привлекательности речного транспорта для частных инвестиций. Причину своей озабоченности он объяснил весьма сдержанно: «Водный транспорт сейчас менее конкурентоспособен по сравнению с другими видами транспорта». Привлечь инвестиции министр собирался проведя реформу. Концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями была представлена правительству в середине июня.
– Реформа будет заключаться в том, что мы создадим предприятия, которые возьмут на баланс речные порты, причалы и другие объекты, находящиеся сейчас в бесхозном состоянии или у предприятий, использующих их не по назначению, – сформулировал основную задачу министр.
С точки зрения региональных властей ОАО «Ульяновский речной порт», то есть люди, его представляющие (которые, по словам нашего губернатора, «приобрели неизвестно какими способами речной порт» и «пальцем не пошевелят»), порт по назначению не использует. А если ещё вспомнить о вновь возбуждённом расследовании уголовного дела (по факту нецелевого использования бюджетных средств, вчинённого ОАО «Ульяновский речной порт» в 2006 году на основании проверки контрольного управления администрации губернатора), то становится ясно, что речпорт давно уже превратился из места активного отдыха в место активной борьбы.
А вот для капитанов проходящих теплоходов существование ульяновского речпорта, похоже, обещает стать весьма доходным фактором: губернатор обещал премию давать тем из них, кто этот речпорт на карте замечать начнёт — зайдёт в него, сделает милость, заправится, например, или ещё там чего сделает. Говорят, до ста тысяч целковых таковая премия доходить может.
Ещё в ближайшее время собираются семинар по развитию водного транспорта в области провести…
А там и лето кончится. До следующего речного сезона, господа!
Галина ПЕТРОВА