Ульяновский автозавод за свой счет будет доставлять продукцию до всех регионов продажи

ОАО «Ульяновский автомобильный завод», входящий в ГК Sollers, установил единые для всех регионов цены на свою продукцию. Доставку до места продажи, включая регионы азиатской части России, автопроизводитель готов взять на себя. Эксперты отмечают, что УАЗу удастся избежать части затрат на поставку продукции на Дальний Восток, но в любом случае эти меры на продажи продукции завода существенного влияния не окажут.

Со вчерашнего дня вступили в действие единые рекомендованные производителем розничные цены на автомобили УАЗ по всей территории России. Раньше ценообразование коммерческих автомобилей УАЗ и UAZ Hunter зависело от стоимости доставки машин в дилерские центры, а действие единых розничных цен распространялось только на модели UAZ Patriot, UAZ Pickup и UAZ Cargo. «В зависимости от удаленности конкретных регионов стоимость доставки могла вызвать удорожание автомобиля до 30-35 тыс. рублей (около 10% от стоимости автомобиля. — „Ъ“), что делало покупку в удаленных регионах менее выгодной», — обосновали ценообразование в компании. Единые рекомендованные розничные цены были сформированы на основании средней стоимости автомобилей в Центральном регионе. При этом с 1 июля все затраты на доставку в любой регион России взял на себя Ульяновский автомобильный завод. «Например, пользующийся высоким спросом UAZ Hunter в комплектации Classic с бензиновым двигателем 2,7 л мощностью 128 л.с. теперь можно приобрести за 350 тыс. рублей в официальном дилерском центре UAZ в любом регионе России», — говорится в сообщении компании. Вчера в пресс-службе Sollers затруднились оценить совокупные затраты автопроизводителя на доставку автомобилей в 2009 году

По данным «СПАРК-Интерфакс», акционеры ОАО «УАЗ» — компания Sollers (66,07%) , Росимущество (13,19%), Lindsell Enterprises Limited (11,2 %). По данным на январь 2008 года, около 58 % акций компании Sollers принадлежало генеральному директору компании Вадиму Швецову. Продажи автомобилей ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по итогам 2008 года составили 72,3 тыс. шт. По данным из открытых источников, автозавод в 2008 году сократил чистую прибыль по сравнению с предыдущим годом на 27,46% — до 976,018 млн рублей.

Однако еще вчера опрошенные „Ъ“ дилеры называли разные цены на продукцию ОАО «Ульяновский автомобильный завод». Так, например UAZ Hunter базовой комплектации с инжекторным (бензиновым) двигателем в Ульяновске стоит 346 тыс. рублей, в Пятигорске — 376,5 тыс. рублей, в Иркутске — 409 тыс. рублей, в Волгограде — 370 тыс. рублей, а в Москве — 350 тыс. рублей. А бортовой UAZ 3303 на заводе продается по цене 334 тыс. рублей, в Пятигорске — 319 тыс. рублей, в Волгограде — 338 тыс. рублей, в Иркутске — 339 тыс. рублей, в Москве — 313 тыс. рублей (цены взяты из открытых источников и у официальных представителей). В дилерской компании называют действия УАЗа «адекватными рынку». «У многих дилеров проблемы из-за высокой кредиторской задолженности и резкого падения продаж. И для решения этих проблем некоторые из них пытаются повышать цены. В итоге страдает автозавод, который несет убытки, несмотря на все усилия по сохранению финансового положения и уровня продаж. Но больше всего страдают потребители, — убежден источник в менеджменте одной из крупнейших дилерских сетей АвтоВАЗа. — Однако есть антимонопольное законодательство, которое запрещает цены диктовать. Видимо, единая цена все же будет рекомендованной. Но стоит помнить о том, что «аргументы» для несговорчивых партнеров всегда есть». Директор по коммуникациям сбытового дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис» Артур Селищев рассказал „Ъ“ о том, что 74 дилерских предприятия, акционером которых является «Лада-Сервис», продают продукцию АвтоВАЗа именно по рекомендуемой цене, а вся логистика и расходы на нее — это затраты волжского автозавода.

По данным агентства «Автостат», в январе-мае 2009 года УАЗ реализовал 10 566 автомобилей, из них лишь 834 — в Ульяновске. Максимум продаж отмечен в Москве (1986), Санкт-Петербурге (617), Туле (504) и Волгограде (502). Максимум продаж в городах на азиатской части России зафиксирован в Иркутске — 292 автомобиля за пять месяцев текущего года. По словам специалистов Sollers, на сибирские и дальневосточные регионы приходится до 30% эксплуатируемых автомобилей коммерческого ряда.

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, такая коррекция цен, «конечно, повлечет затраты, однако они будут не такими высокими, как год назад». Господин Целиков напомнил о том, что весной этого года было подписано постановление о субсидировании железнодорожных перевозок автомобилей российского производства на Дальний Восток. «Затраты производителя на доставку машины могут составлять 4-7% ее стоимости, разница зависит от того, в какой регион вы доставляете машину и как вы ее доставляете — автовозами или по железной дороге», — пояснил ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов. Таким образом, если до конца года УАЗ сможет продать 5 тыс. автомобилей UAZ Hunter по 350 тыс. рублей, то затраты автозавода на компенсацию перевозок теоретически могут достичь 120 млн рублей. По мнению экспертов, с учетом широкого модельного ряда совокупные затраты на доставку продукции могли бы приблизиться к 1 млрд рублей.

«Если возможен рост продаж в результате принятых мер, то он будет незначительным, буквально на 1-3%. Выйдет или нет завод на прошлогодние продажи, станет ясно лишь по завершении года. Скорее всего, этого результата нельзя будет достигнуть, даже с учетом того, что осенью прошлого года продажи машин уже падали из-за начавшегося кризиса — слишком большое и длительное падение продаж наблюдается в этом году», — резюмировал господин Баранов.

Елена Колычева, Дарья Сулоева