Петр Лапшин в 1941-м стал красноармейцем, получил должность санитара полевого госпиталя, попрощался с беременной женой, пятилетней дочерью и отбыл на фронт.
Письма от него перестали приходить осенью 42-го. Можеть быть, успела все-таки долететь до солдата весточка о рождении сына Анатолия, «незнамого сына», которому он передал привет в последнем письме. Вот только свидеться оказалось – не судьба. Извещение о том, что красноармеец Лапшин Петр Михайлович пропал без вести, семья солдата хранит по сей день.
– Остались мы втроем – мама, брат и я, -рассказывает дочь Раиса Петровна Лапшина, – пенсию на детей определили в 16 рублей – по восемь на каждого. Мама работала и дояркой и конюхом, сами знаете, в послевоенное время село поднимали женщины. А в 1949 году пришел в наш дом мужчина, бывший фронтовик, и рассказал, что лежал он в медсанбате, где служил отец, и договорились они, что после войны тот, кто останется жив, обязательно побывает в семье друга. От него мы и узнали хоть немного о боевых днях отца.
Жена Петра Михайловича Наталья Васильевна до последнего дня надеялась, что вернется солдат с фронта. И он вернулся через 67 лет.
Поисковые отряды из разных регионов страны уже не один год работают на местах былых боев, поднимают солдатские останки и по сохранившимся предметам, а если повезет, то по солдатским медальонам восстанавливают в истории имена солдат, павших за свободу и независимость Родины.
Наши ульяновские поисковики, казанцы и ребята из поисковых отрядов Новгорода Великого нашли в местах боев в Новгородском районе Ленинградской области медальон Петра Лапшина, детали обмундирования и маленький карандаш, которым, может быть, и было написано последнее письмо солдата.
В мае семья получила известие о находке. Конечно, это был шок и волнение, и слезы, и полная растерянность – что делать? Руководство города и области взяло на себя все хлопоты по организации похорон, И, надо отдать должное, прах воина был захоронен со всеми воинскими почестями, с соблюдением христианских традиций, с уважением к памяти той войны.
– Мы не ожидали такого, – сказала внучка Петра Михайловича, – так торжественно, с почетным караулом, с салютом памяти. Был венок в цвет российского флага от губернатора, а от мэра города – огромный букет. Ведь бабушка всю жизнь проработала в нашем отделении Куйбышевской железной дороги, которым долгие годы руководил Сергей Николаевич, и ему не безразлична судьба нашей семьи и ее история.
Похоронили солдата с почестями, были на панихиде и представители ветеранских организаций, и ребята из поискового отряда, нашедшие медальон Петра Лапшина. Они приехали в день захоронения и снова ушли на поиск новых свидетельств такой далекой от них войны, попросив у присутствующих благословения на новые находки.
Вот такая история. Кто-то из присутствовавших сказал: «Дорогого стоят дела этих ребят, я бы все отдал, чтоб и моего деда когда-нибудь нашли».
Но есть и другие истории, о которых рассказывать больно и горько. Статью «Не позорьте героя!..» читайте в следующем номере газеты.
Галина Антончик