Американка Салли Стоксдейл, дабы постичь тайны семейства Языковых и других симбирских дворянских родов, побывала в Ульяновске и увезла на прошлой неделе домой в США новые материалы для своей докторской диссертации.
Салли преподает русскую и американскую историю в католическом женском колледже Нотр-Дам города Балтимора в штате Мериленд, а диссертацию пишет для университета соседнего города Делавера.
Изучением симбирских дворян наша гостья увлеклась благодаря своей любимой подруге Фаине Вайнерман. Эту женщину в Ульяновске помнят те, кто «родом из СССР». Вайнерман работала в «Ульяновской правде» заведующей отделом писем и была в этой газете секретарем партийной организации. Потом она эмигрировала в США и сейчас живет в Балтиморе.
Салли всегда была интересна русская история. И ей запали в душу рассказы Фаины о Симбирском крае, который стоит на третьем месте после обеих российских столиц по числу знаменитых уроженцев.
Как выяснилось при беседе с Салли, она с большим почтением относится к своему российскому коллеге и нашему земляку Николаю Карамзину. Более того, она читала и любит романы другого симбирянина – Гончарова, особенно его «Обломова».
Как говорит наша гостья, ей показалось целесообразным объединить в своем исследовании два семейства – русское и американское:
– Это дворяне Языковы из Симбирской губернии и американские аристократы и землевладельцы Квитмены из штата Миссисипи. Я провожу между ними параллели. У тех и у других были поместья, и были рабы. Семьи переживали трудные времена при освобождении крестьян в России после Крымской войны и при отмене рабства в результате гражданской войны в США. Языковы большую часть своей земли отдали крестьянам, в случае Квитменов – пришла освободительная армия, и землю у них отобрали. Но потом Квитмены смогли отстроить свое имение заново и возродить там экономику. Их аристократические дома сохранились до наших дней. А вот поместья с домами русских землевладельцев были уничтожены после революции 1917 года. Прослеживается также разное отношение простых людей к понятию освобождения. Рабы в США уходили с земель, а русские крестьяне оставались и продолжали работать на ней.
Для Салли история Симбирской губернии – загадка, которая до конца еще не разгадана. Ради этого она и пустилась в дальний путь через океан. В России Салли оказалась в четвертый раз, а в Ульяновске -впервые. Ехать к нам, по ее собственному признанию, она побаивалась. Но Ульяновская земля встретила ее гостеприимно, и теперь она считает, что поездка в Ульяновск -самая интересная и плодотворная из всех, что она совершала по России.
У нас материалы Салли помогали собирать Любовь Ковальская, музейщики Лариса Ершова, Мира Савич и другие. Ясность во многие вопросы внесли для нее встречи с краеведами и историками Сергеем Петровым, Антоном Шабалкиным, Иваном Сивоплясом, Жоресом Трофимовым. Например, она узнала прежде неизвестное ей о семье купцов Степановых, глава которой приобрел имение Языковых с фабрикой, создал там духовой оркестр и сделал еще немало полезного для рабочих. О Степановых Салли уже делала доклад для научной конференции на Гавайях. Теперь эта тема получит дальнейшее развитие.
Салли побывала в Языково и в Ундорах. А в Акшуате попала на Поливановский праздник, который проводился в честь дореволюционного хозяина этих мест – помещика, ученого, коллекционера и мецената Владимира Поливанова.
Для американцев мир русского дворянства – настоящая terra incognita. Наша гостья сетует на то, что познакомиться с этим разделом российской истории широкому кругу читателей за океаном практически невозможно. Большинство американских историков пишут на эту тему толстые наукообразные тома, читать которые трудно. Вот почему Салли мечтает выпустить книгу, которая бы открывала им этот богатейший материал в доступной форме.
Напоследок я спросила Салли, много ли в США таких же увлеченных историей и краеведением людей, как в России?
– О, да!, – воскликнула эмоциональная американка. – У нас немало людей, влюбленных в историю. И я отношусь к их числу.