Современных татарских художников вдохновляет ислам с его метафоричностью, мистикой, потрясающей декоративностью. Исламское искусство пронизано сложной символикой. Многих художников вдохновили коранические образы, мотивы, придав их произведениям особую выразительность.
Современное искусство Татарстана, с которым на выставке познакомятся зрители, складывается на том духовном пространстве, где уже более четырех веков соединяются и взаимопереплетаются традиции татарской и русской культуры, где пересекаются две великие цивилизации – мусульманская и христианская.
Общим для всех художников Татарстана конца 20 – начала 21 вв. является опора на традиции. Однако, в работах каждого художника есть что-то свое.
Творчество Хамзы Шарипова относится к модернистскому направлению в современном татарском искусстве, которое получило название тат-авангарда. Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским искусством начала XX века.
И. Зарипов создает образы, символизирующие генетические корни, «материнское лоно», «татарский дом» и как выражение этих тенденций – луноликих татарских красавиц. Он использует приемы «неученого», наивного искусства. Это необходимо художнику для того, чтобы передать не частное, конкретное, но общее, значимое – национальный тип красоты.
Какие бы художественные системы, какой бы «исторический» язык не использовали современные художники Республики Татарстан, их искусство отвечает на непростые вопросы современности, призывает искать истину в естественности уклада деревенской жизни, великой глубине библейских и коранических образов, в гармонии природы.
Выставка будет работать до 3 августа.
Для справки:
Между Симбирским-Ульяновским краем и Татарией издавна существуют прочные связи в области культуры и изобразительного искусства. Многие ульяновские художники XX века учились живописи и рисованию в знаменитой Казанской художественной школе. Среди них т П.С. Добрынин, А.И. Трапицын, М.М. Радонежский. Культуре обоих регионов принадлежит творчество известного художника XIX века, выходца из крепостных Симбирской губернии В.Г. Худякова (1826-1871). Его последняя картина «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870), была написана по живому этюдному материалу, собранному в Казани. Богатое художественное наследие В.Г. Худякова, хранящееся в музеях Республики Татарстан, не раз демонстрировалось в Ульяновском художественном музее.
По материалам сайта www.uprava.mv.ru