Иван Гидаспов

Самый мощный в мире самолет возвращается в российское небо

В России возобновят выпуск производство крупнейших в мире серийных транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». Производители самолета рассчитывают получить необходимое финансирование проекта от государства уже в следующем году.

В четверг, 9 июля 2009 года в ходе совещания на ульяновском самолетостроительном заводе «Авиастар», выпускавшем эту не имеющую аналогов в мире машину, решено в кратчайшие сроки подготовить полный пакет документов о возобновления производства этих самолетов и передать его в правительство РФ.

«Для восстановления производства самолетов Ан-124-100 «Руслан» требуется 6,5 млрд рублей на первоначальном этапе. Об этом сообщила пресс-служба Ульяновской области со ссылкой на гендиректора ЗАО «Авиастар-СП» Михаила Шушпанова.

По словам Шушпанова, «анализ ситуации говорит о том, что есть все возможности для восстановления производства Ан-124-100 «Руслан», и на сегодняшний день необходимо приступить к подписанию твердых контрактов».

Наибольшую заинтересованность в появлении на рынке новых самолетов этого типа высказывают гражданские авиакомпании, занимающиеся тяжелыми грузоперевозками. Также в производстве самолета и комплектующих к нему заинтересовано Министерство обороны России, нуждающееся в модернизации собственного парка Ан-124 и его последующем пополнении.

Врез

Самый мощный в мире

Грузоподъемность самого мощного в мире самолета Ан-124 «Руслан» составляет 120 тон. Ан-124-100 «Руслан» разработан в СССР в конце 1970-х годов. Первый полет состоялся в 1982 году. Серийно самолет выпускался на «Авиастар» и киевском государственном авиационном заводе «Авиант». Его производство в России прекратилось в 2004 году, на Украине – в 2003 году. Самый большой авиапарк таких лайнеров у российской компании Волга-Днепр.

По словам Дмитрия Обшарова, директора по маркетингу и стратегическому управлению группы компаний «Волга-Днепр», одного из инициаторов проекта, возобновление производства «Русланов» позволит создать более 5 тысяч дополнительных рабочих мест на заводе «Авиастар» и около 10 тысяч рабочих мест в авиастроительной отрасли и смежных отраслях. Кроме того, с реализацией этого проекта дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней составят около $250 млн.

Бизнес чартерных перевозок на рамповых грузовых самолетах типа Ан-124 остался практически на докризисном уровне. Объемы рынка чартерных перевозок рамповыми самолетами растут в среднем на 10-12% в год в денежном эквиваленте.

«К 2020 году рынок перевозок самолетами Ан-124 достигнет $3 млрд., а в 2030 году может составить порядка $7 млрд, – заявил GZT.RU Обшаров. Потребность рынка в Ан-124-100 к 2030 году составит порядка 80-100 воздушных судов».

По словам Севастьяна Козицына, аналитика финансовой группы «Брокеркредитсервис» (БКС), в первую очередь Россия получит серьезное преимущество на международной арене. Кроме того, 6,5 млрд. рублей, которые авиапроизводители просят у государства на возобновление производства – небольшая плата за сохранение уникального лайнера.

В 2008 году презентацию своего военно-транспортного самолета-A400М провела корпорация Airbus. Изначально у самолета было семь заказчиков-членов НАТО – Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция. Потом к ним присоединились ЮАР и Малайзия. В портфеле Airbus – 192 заказа. Однако чуть позже у концерна возник ряд проблем.

«Да, мы хотим строить этот самолет, но не любой ценой. Мы по-прежнему уверены в достоинствах А400М, однако в нынешних рамочных условиях успешно это программа реализована быть не может»,- заявил в июньском интервью газете Handelsblatt глава авиастроительного концерна Airbus Томас Эндерс. По словам Эндерса, создатели самолета неверно оценили график работ и необходимые бюджетные рамки. Как утверждает Эндерс, есть шансы, что А 400М взлетит до конца года.

По мнению опрошенных GZT.RU экспертов, «Руслан» выигрывает конкуренцию у А 400 М по практичности, и что самое главное, по цене. Российский самолет гораздо дешевле.

По словам Бориса Рыбака, генерального директора консалтинговой группы «Инфомост», «Руслан» – пока единственный самолет, на который существует реальный серьезный спрос на Западе и на котором, грубо говоря, можно сделать деньги. У «Русланов» хорошая репутация во всем мире.

Очень важно, чтобы модернизированный самолет смогли сертифицировать по европейским стандартам.

Впрочем, по мнению Рыбака, пока обольщаться не стоит, работа над документами может продолжаться довольно долго и официальное объявление о запуске «Руслана» в серийное производство вполне могут перенести на следующий год.

Напомним, что в июне 2008 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолетов Ан-124 «Руслан». В соответствии с этим документом для начала производства самолета потребуется получить подтвержденные заказы не менее чем на 40 машин.

В случае набора достаточного количества заказов самолеты будут производиться на ульяновском «Авиастаре» с 2012 года по одному-два лайнера в год. Также есть два недостроенных планера, которые будут достроены. Стоимость нового Ан-124 сегодня составляет $150—160 млн