9 июля в Ульяновской области прошел Межрегиональный форум Всероссийского совета местного самоуправления по Приволжскому федеральному округу. Он стал завершающим в работе Всероссийского совета местного самоуправления. Аналогичные форумы уже состоялись в каждом федеральном округе Российской Федерации. На форуме выступил губернатор Сергей Иванович Морозов, главы муниципальных образований региона. В докладе главы администрации Димитровграда Игоря Александровича Самойлова прозвучала информация о работе по наполнению доходной части бюджета МО

Основная цель форума – выработка конкретных предложений по внесению изменений в Федеральный закон №131-ФЗ. Как отметил депутат Государственной Думы от Ульяновской области Григорий Балыхин, данный закон нуждается в совершенствовании, и все конструктивные предложения, высказанные на форумах, будут учтены в процессе внесения поправок в законодательный документ.

Думаем, что читателям будет интересно ознакомиться с тезисами доклада губернатора, поскольку наша область стала одним из первых российских регионов, где в полном объеме началась реализация 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это позволило нам накопить определенный положительный опыт в отношении реализации 131-го закона, с другой стороны, одними из первых столкнуться с проблемами, вытекающими из практики его реализации.

«Досрочное» вступление

Когда руководство области принимало решение о «досрочном» вступлении региона в 131-й закон, оно не могло предполагать, какие события будут происходить во всем мире и в нашей стране в связи с мировым финансовым кризисом. В продолжение мысли губернатор сказал: «Сегодня мы можем лишь с удовлетворением констатировать: в современных условиях переход к реализации положений 131-го закона дался бы нам гораздо сложнее. Так что выигрыш во времени себя оправдал целиком и полностью, хотя «синяков и шишек» набили мы себе за эти годы немало.

Так или иначе, сегодня вся страна и весь мир живут в совершенно новых условиях, во многом определяющих специфику деятельности органов местного самоуправления. Конечная цель у нас одна: совместными усилиями всех уровней власти и общества выйти из кризиса и, полностью реализовав реформу местного самоуправления, сформировать такую его систему, которая бы действовала во благо общества на протяжении долгого времени и в посткризисный период».

Муниципальные проблемы

Кризис обострил те проблемные вопросы в деятельности муниципалитетов, которые до сих пор так и не решены. Сергей Морозов назвал три, ключевых:

– слабость местных бюджетов в части финансового обеспечения вопросов местного значения;

– не доведенная до конца система разграничения полномочий;

– кадровое обеспечение.

«Не буду раскрывать содержание этих проблем, вы об этом достаточно хорошо знаете. Внесу несколько конкретных предложений, – заметил глава региона. – Первое: на пополнение доходной части местных бюджетов в настоящий момент негативно влияет, конечно, кадастровая оценка земель, которая зачастую не отражает реально сложившуюся рыночную цену. В связи с этим было бы целесообразно рассмотреть вопрос о возможности предоставления права органам местного самоуправления самостоятельно индексировать налоговую базу по земельному налогу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.

Второе: налог на доходы физических лиц должен уплачиваться самим налогоплательщиком и не по месту его фактической работы, а по месту жительства. Этой мерой мы одновременно убьем двух зайцев: обеспечим выравнивание уровня бюджетной обеспеченности по всей стране и сделаем важный шаг на пути формирования гражданского общества. Если человек платит все налоги лично, то он заинтересован, чтобы с его деньгами обращались наиболее эффективно».

Взаимодействие властей

«Успех в реализации программы антикризисных мер сегодня как никогда зависит от тесного взаимодействия федеральной, региональной и местных властей. Разграничение полномочий не должно противоречить единству системы власти и проведению однонаправленной антикризисной политики.

Хочу отметить, что еще с 2006 года мы стремились организовать работу таким образом, чтобы правительство области как можно более тесно взаимодействовало с органами местного самоуправления. Сформировали систему, в которой есть Губернаторский совет, в состав которого вошли главы муниципальных районов и городских округов, Совет глав поселений, Совет представительных органов, подсистема «кураторов» городов и районов в лице членов правительства области. Очень важную роль в нашей системе играет и ассоциация «Совет муниципальных образований Ульяновской области», которая оказывает огромную методическую и организационную помощь органам местного самоуправления по всему кругу полномочий и решению вопросов местного значения.

Созданный «задел» очень пригодился нам в текущей антикризисной работе на территории Ульяновской области. Это относится и к мониторингу ситуации на местах, что позволяет своевременно снимать острые вопросы, и к организации работы областного антикризисного штаба, в котором обязательно лично или по видеоселекторной связи участвуют главы муниципальных образований разных уровней.

Одновременно с работой штабов, осенью 2008 года, в нашей области началась разработка плана антикризисных действий. План несколько раз дорабатывался, а затем был преобразован в программу, которая прошла широкое общественное обсуждение, была принята и реализуется.

В каждом муниципальном районе области были выработаны собственные планы действий по снижению негативного влияния кризиса, согласованные с областной программой, а через нее – и с программой Правительства Российской Федерации».

Поддержка занятости населения

«Сегодня одна из главных совместных задач – поддержка занятости населения. Областная программа поддержки занятости одна из первых получила одобрение на федеральном уровне. Совместная повседневная работа в муниципальных образованиях позволила полностью реализовать задачи первого этапа и уже на втором этапе область скорректировала свою программу и первой получила дополнительные средства.

Несмотря на то, что промышленность области значительно пострадала от кризиса, нам удается сдерживать регистрируемую безработицу на среднем по Приволжскому округу уровне.

Кроме того, нам удается не допускать роста задолженности по заработной плате. Сейчас она составляет около 11 млн рублей, это самый низкий показатель по Приволжскому федеральному округу. При этом у нас не имеется задолженности по выплатам заработной платы бюджетникам. Этот вопрос находится под строгим финансовым контролем.

Другой важнейшей составляющей взаимодействия областного и местного уровней власти в новых финансово-экономических условиях является эффективная бюджетная политика. Мы в числе первых регионов в условиях сокращения доходов скорректировали областной бюджет с целью достижения его сбалансированности. На уровне муниципальных образований был введен режим жесткой экономии, в том числе и за счет экономии средств на содержание аппарата муниципальных органов управления.

Крайне важной мерой считаю создание Межведомственного совета по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, который объединил представителей всех контрольных и надзорных органов на территории области, исключил дублирующие проверки и позволил сформировать единые подходы к реализации функций финансового контроля. Кстати, отмечу, что любой орган местного само-управления может узнать в открытом доступе на сайте Счетной палаты региона, когда в нем будет проходить плановая проверка.

Безусловно, лишь одной дисциплиной невозможно обеспечить финансовую стабильность на местном уровне. Необходимо увеличивать налогооблагаемую базу: привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, обеспечивать условия для роста доходов населения. Отмечу, что за пять месяцев текущего года прирост объема инвестиций в основной капитал, несмотря на кризис, составил более 18 процентов.

Развитие малого и среднего бизнеса – ключевое направление антикризисной стратегии муниципалитетов, ориентированное на будущее. В области реализуется программа развития самозанятости, которая, в отличие от других регионов, пользуется популярностью. Действуют такие меры поддержки, как предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам и лизинговым договорам. Во всех муниципальных образованиях области введены мораторий на изменение величины арендной платы и мораторий на увеличение единого налога на вмененный доход. Общий объем государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства достигнет в 2009 году 300 млн рублей».

Десять антикризисных задач

«Сегодня перед нами стоит вопрос о качестве реализации принятых антикризисных планов, об измерении эффективности антикризисной политики.

Недавно мы подписали соглашения между Правительством Ульяновской области и руководителями исполнительной власти муниципальных образований. В них обозначены десять ключевых антикризисных задач с целевыми показателями.

Это недопущение роста просроченной задолженности по заработной плате, недопущение роста безработицы, выполнение планов по организации общественных работ, содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, недопущение роста уровня преступности, сохранение уровня среднемесячной заработной платы, сокращение расходов на аппарат управления, обеспечение собираемости платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, выполнение плана собственных доходов бюджета, недопущение роста кредиторской задолженности бюджета.

В соответствии с подписанным документом, администрации муниципальных образований берут на себя обязательства по достижению положительной динамики изменения показателей деятельности в реализации антикризисных мер. Правительство области обязуется оказывать органам местного самоуправления помощь в реализации этих мер».