Опять в стране людей умирает больше, чем рождается. И вслед за экономическим кризисом проявляется новая демографическая тенденция — растет количество абортов.

В поволжской семье Анатолия и Эльмиры Магариных 12 июня, в День России, родились близнецы — сыновья Александр и Дмитрий. На радостях администрация Ульяновской области, в начале года объявившая акцию «Роди патриота», вручила молодой семье ключи от двух внедорожников «УАЗ Патриот». Издержаться организаторам акции пришлось основательно: в 17 районах Ульяновской области 12 июня 2009 года на свет появились 74 ребенка — 43 мальчика и 31 девочка. Ульяновск и область — один из немногих регионов страны, где рождаемость с 2006 года после долгих 20 лет падения превысила смертность. И даже в кризисный 2009 год удерживает эту планку. Почти во всей остальной России ситуация складывается противоположная. Едва к 2006 году удалось преодолеть последствия затяжного демографического кризиса, когда с 1991 года рождаемость падала до критической отметки, а продолжительность жизни сократилась до рекордно низкого возраста — 58 лет для мужчин и 67 лет для женщин, — как, похоже, накатывает новая волна демографического кризиса. По данным Росстата, за пять месяцев 2009 года численность населения РФ уменьшилась на 50,4 тыс. человек или на 0,04%, и на 1 июня составила 141,9 млн человек.

Эквилибр с цифрами

Однако далее, как выразился высокопоставленный чиновник и один из организаторов переписи-2002, «начинается работа с цифрами». Так, по мнению экспертов Росстата, «динамика положительная». В переводе на понятный язык это означает, что естественная убыль населения пока превосходит рождаемость, но динамика убыли, несмотря на кризис, последовательно снижается с 2006 года. О чем и докладывает Росстат: за пять месяцев 2009 года число россиян уменьшилось на 0,04%, в то время как за аналогичный период 2008 года эта цифра составила 0,07% или 96 тыс. человек. То есть число умерших сократилось на 29 тыс. И, наконец, число россиян, родившихся в январе—мае 2009 года, на 3% или на 17,6 тыс. человек больше, чем за такой же период 2008 года. Именно этими цифрами сегодня вооружаются федеральные власти в стремлении доказать, что Год семьи, каковым был объявлен 2008-й, дал свои положительные результаты — выросла рождаемость и сокращается смертность. Лейтмотив государственной системы доказательств — нас стало меньше, но могло быть еще меньше, если бы не предпринятые меры по охране института семьи и здоровья нации.

Как признают эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, меры по снижению смертности — ограничение времени и мест продажи алкоголя; усложнение получения водительских прав и упрощение процедуры их изъятия, включая увеличение сроков тюремного заключении за аварии на дорогах; введение «Паспорта здоровья» и восстановление системы медицинских осмотров; реализация программы «Материнский капитал» — дают свои результаты. Люди умирают меньше: продолжительность жизни мужчин выросла до 66 лет, женщин — до 70 лет. Незначительно, но снижается смертность от различных заболеваний, а вот смертность от аварий на дорогах растет. И по ее темпам — до 42 тыс. человек в год (данные 2007 года) — Россия занимает первое место в Европе. В целом, как признают ученые, страна действительно начала выкарабкиваться из демографической ямы. Вот только 2009 год принес сразу два настораживающих фактора. Первый: естественную убыль населения компенсировала не рождаемость (прирост 3%), а иммиграция (прирост на 61,7%). Второй: с началом экономического кризиса в стране резко возросло количество абортов.

Скромные результаты

Как выяснили исследователи Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, несмотря на рост числа новорожденных в 2009 году, их стало меньше относительно потенциального «коэффициента ожидания» числа родителей, вступивших в репродуктивный возраст, но воздерживающихся от детей. И «недостача» младенцев, по мнению экспертов, может еще вырасти на 150—200 тыс. душ в год, так как женщины в условиях кризиса идут на аборты. Обобщенной статистики пока нет, но как показывают эксперименты демографов в Твери, Петербурге, Екатеринбурге, Томске и в нескольких регионах юга России, семьи и особенно женщины, поверившие в программу «Материнский капитал» и в рекламные призывы рожать, почувствовали себя обманутыми. Так, в кризис женщины первыми попадают под увольнение и сокращение штатов, не исключение и беременные, которым рекомендуют писать заявления «по собственному желанию». Также в мегаполисах появилась целая социальная группа замужних женщин, которые делают аборты из-за того, что либо они, либо их мужья, потеряв работу или пережив резкое снижение доходов, не могут расплатиться с кредитами. При этом, как выяснили демографы, чаще на необходимости сделать аборт настаивают мужчины. Психологи полагают, что сильный пол острее переживает угрозу не прокормить младенца и, к сожалению, сильнее подвержен страху потерять работу, который диктует «капитуляционную» модель поведения в семье.

«В кризисные времена рост количества абортов закономерен», — полагает Наталья Римашевская, ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН, эксперт ООН по вопросам народонаселения. Например, в 1999-м, после дефолта, число новорожденных составило 1,214 млн, что на 69 тыс. меньше, чем годом ранее. Кстати, это абсолютный минимум за всю новейшую историю России. При этом каждая одиннадцатая россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт. Примерно то же самое происходит и сегодня. В науке это называется работой социально-биологических механизмов регулирования популяции.

Как полагает Римашевская, угроза абортов не самая большая проблема, которая встанет в ближайшее время перед демографами и властями, борющимися за рост рождаемости. Проблема в том, что в 2009—2012 годах в репродуктивный период вступает поколение тех, кто родился в кризисные 1990—1995 годы, когда рождаемость была минимальной и последовательно сокращалась до 1994 года. Поэтому, считают многие специалисты, в ближайшем будущем делать ставку только на рост рождаемости — неверный путь. Она закономерно будет падать, и ее снижение продолжится в течение примерно 6—10 лет. Разброс сроков падения зависит от тех упреждающих мер, которые предпримет или не успеет предпринять государство.

Спасательный круг

Бэби-бум эпохи экономического роста сменяется затяжным падением рождаемости. «В ближайшие несколько лет мы увидим заметное снижение рождаемости, — полагает Анатолий Вишневский, руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. — Проблема еще и в том, что в этот же период возрастет смертность, наступит пора умирать поколению послевоенных детей, которых, как известно, рождалось намного меньше, чем до 1941 года. Совокупность этих факторов может привести к последовательному сокращению населения».

Однако власти страны поставили перед собой амбициозные цели — увеличить население России к 2018—2020 годам до 145 млн человек. Проблема в том, что демографический спад, из которого не может выкарабкаться страна, — один из основных сдерживающих факторов для роста экономики. Пока экономика получает остатки «демографических дивидендов» от эпохи 1980-х и бэби-бума начала ХХI века. Но и эти ресурсы, как показывает статистика и исследования демографов, почти исчерпаны. А значит, завтра будет просто некому работать. Согласно исследованиям ИСЭПН РАН, если сегодня в РФ 92 млн трудоспособных граждан, то в ближайшие семь лет страна лишится 7—8 млн работников, а к 2025 году, если сохранится тенденция сползания в демографический кризис, по разным данным, экономика недосчитается 9—18 млн рабочих рук. И, как полагают ученые, теперь на первый план выходит не борьба за рост рождаемости, а стремление сохранить и продлить активный возраст тех, кто сегодня составляет костяк трудовых ресурсов. То есть надо поднимать уровень жизни работающих, чтобы продлить их трудовую жизнь, что в нынешних условиях, усугубляемых кризисом, почти нереально. Так, несмотря на рост благосостояния общества в последние годы, ситуация в здравоохранении отброшена на десятилетия назад. По данным ООН, медицинское обслуживание в России в разы уступает советскому и находится примерно на уровне индийского — 90—92-е место в мире. А масштабы проблем, с точки зрения демографов, превосходят проблемы СССР. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в РФ в четыре раза выше, чем в ЕС. Что касается смертности от «внешних причин» — аварий, военных конфликтов, производственных травм, эпидемий, то Россия обгоняет Европу в пять раз. И, наконец, главная причина — массовый алкоголизм.