В Ульяновске разрушили дом, в котором провел детство выдающийся советский ученый Игорь Курчатов. Здание обещали отреставрировать, а потом снесли. Корреспондент НТВ Михаил Чернов разбирался, почему историческое достояние превратилось в груду кирпичей.

Траурная процессия проходила вдоль строительного забора. Ученые-краеведы сегодня прощаются с домом, в котором провел детские годы будущий академик Игорь Васильевич Курчатов.

Сергей Пектров, краевед: «Мы сегодня хороним совесть людей, которые отвечают у нас за сохранение культурного наследия, если, конечно, она у них была».

Объект культурного наследия недавно еще как-то выглядел, сейчас его превратили в руины. Авторы скандального распоряжения о сносе дома Курчатова трудятся в областном Комитете по охране культурного наследия.

В Ленинской гимназии теперь все больше рассказывают не о Владимире Ильиче, а об Игоре Васильевиче Курчатове. Семья переехала в Симбирск, когда будущему разработчику атомной бомбы было 6 лет. На съемной квартире они прожили 4 года. Теперь здание, где она находилась, признали аварийным.

Юрий Козлов, директор Средневолжского филиала ФГУП «Спецпроектреставрация»: «Из дома выпадали кирпичи, поступали жалобы от МЧС. Несущую способность фундамента и стен укрепить оказалось невозможно».

Дом Курчатова разобрали по кирпичикам и сложили их по соседству. Это региональные власти называют реставрацией. На месте, где была квартира Курчатовых, теперь возводят 12-этажный жилой дом, а историческому зданию отвели роль пристройки.

На официальном языке это называется «приспособить под современные нужды». Областные чиновники постановили: разобрать здание, а затем собирать как конструктор. То, что это будет уже не памятник, а новодел, для властей не является аргументом. Сам статус объекта культурного наследия теперь под сомнением.

Шарапутдин Хаутиев, руководитель Комитета по культурному наследию правительства Ульяновской области: «Есть противоречия относительно того, проживал ли Курчатов в этом доме. Отдельные историки утверждают, что он жил в соседнем флигеле, который не сохранился».

Дом Курчатова пошел трещинами из-за строительства высотки, уверены ученые. То, что в историческом вопросе замешан денежный интерес, здесь не сомневаются.

Евгений Лютяков, член правления регионального движения «За достойную жизнь»: «Застройщик каким-то путем сумел получить заключение о том, что дом изношен на 85 %. Но когда с применением тяжелой техники это якобы ветхое здание рушили, все увидели толстые полутораметровые стены, сложенные в начале века из красного кирпича. Приходит в голову мысль о подлоге».

Ученые и краеведы уже направили коллективную жалобу в российское Министерство культуры и прокуратуру области. Коллег поддержали музейные работники со всей России.

Раиса Кузнецова, директор мемориального дома-музея академика И. В. Курчатова: «Можно все разрушить, у нас вообще быстро рушат. А вот строить-то гораздо сложнее».

В доме-музее Курчатова в Москве ульяновским коллегам приготовили подарок — часть мемориальных вещей, но передать фамильный сундук не получилось.