13 оппозиционно настроенных, известных в области деятелей приглашены были во вторник на встречу с губернатором Сергеем Морозовым. В повестке дня – создание «Независимого экспертного совета представителей общественных объединений».

Примерно неделю назад известный ульяновский предприниматель, профессор и «бузотер» Исаак Гринберг напросился на встречу с губернатором Морозовым по своим предпринимательским делам. В ходе беседы губернатор посетовал: «Что это Вы, Исаак Павлович, судитесь с правительством Ульяновской области? Почему не заходите, не делитесь своими проблемами со мной?» – «Так трудно пробиться к Вам, Сергей Иванович. А помощники Ваши мало того что недорабатывают, но иной раз еще и обманывают Вас».

Этот интересный диалог закончился тем, что губернатор высказал желание на регулярной основе встречаться с оппозиционно настроенной публикой, если только это общение пойдет на пользу жителям региона. Набросали список участников, их оказалось 12. Шестеро вышедших год назад из Общественной палаты плюс еще шестерых назвал Гринберг. Кандидатура 13-го – Захара Мисанца – была добавлена позднее губернаторской стороной, впрочем, тот на разговор почему-то не явился.

…По традиции губернатор открыл встречу с 15-минутным опозданием. Он охарактеризовал ситуацию в области как «достаточно сложную, по некоторым позициям откровенно тяжелую, но управляемую». Предложил собравшимся вносить предложения в региональную антикризисную программу.

Правда, оговорился, что популистские идеи его не интересуют.

Исаак Гринберг в своем выступлении сказал, что властями много делается, но много и не дорабатывается. И что недостатки иной раз перекрывают положительное. «С подчиненными Сергея Ивановича можно работать, но часто видишь бесполезность разговора». Гринберг высказал готовность вносить предложения по ситуации в области и «чтобы не валить все в одну кучу», делать встречи тематическими.

Примерно такие же мысли высказал и Владимир Аладин.

Ровный ход встречи нарушило выступление Геннадия Демочкина.

Он вспомнил известный американский фильм «День сурка» и высказал опасения, не станут ли участники встречи героями этого голливудского сюжета, когда все действия бесконечно повторяются.

Демочкин напомнил, что два года назад губернатор уже собирал в своем кабинете группу знаковых для области людей и просил их войти в Общественную палату. Тогда Морозова предупредили, что среди тех, кого он пригласил, есть независимые, ершистые люди, что они будут ставить острые проблемы, задавать неудобные вопросы. Губернатор тогда ответил, что как раз этого от них и ждет.

Началась работа, острые вопросы, которые ставились на Общественной палате, губернатора вскоре стали раздражать. С одного из заседаний он изгнал журналистов, потом перестал появляться сам, потом в палату перестали приходить другие чиновники. Кончилось тем, что шестеро самых активных членов Общественной палаты в знак протеста покинули ее ряды, а палата окончательно «сдулась».

Прошел год, и губернатор вновь призывает независимо мыслящих людей, чтобы на этот раз объединить их в рамках другого совета. «Что произошло? – вслух задался вопросом Геннадий Демочкин. – Вроде бы мы не изменились, мы – те же. Может быть, что-то изменилось в сознании губернатора, он что-то понял? Но где гарантия того, что через какое-то время не начнется «День сурка», и все пойдет по старому кругу?».

Поставленные вопросы вызвали раздражение Сергея Морозова. Он довольно эмоционально и, кажется, вполне откровенно сказал, что в его сознании ничего не изменилось.

Что у него нет угрызений совести, и он не собирается каяться. Что он достаточно уверенный человек и у него вполне сбалансированная команда.

Что у него нет недостатка общения, в том числе и с оппозиционными партиями. И что если кого-то не устраивает такой формат в общении с губернатором, то пусть он сюда больше не приходит.

Свою раздраженность Сергей Морозов не сумел побороть до конца встречи. Выступление Евгения Лытякова он прервал репликой: «Зачем врать?». На что отставной подполковник ФСБ заметил губернатору, что если в дальнейшем будут использоваться такие слова, то разговора никакого не получится.

Когда речь зашла о варварски разрушенном доме Курчатовых, и Сергей Петров пригласил губернатора на пикет, тот ответил: «Я – слишком дорогой менеджер, чтобы ходить по пикетам». Трудно сказать, что имел в виду Сергей Морозов. Трудно вообще понять, зачем понадобилось губернатору собирать оппозиционно настроенных людей, если они вызывают у него едва ли не зубовный скрежет? Можно предположить, что из Кремля спущена соответствующая директива, и главы регионов по примеру президента должны «заметить и приветить» тех, «кто не с нами».

Дмитрий Медведев уже встречался с лидерами оппозиционных партий и с руководителями оппозиционных СМИ. Будет ли от этого какой-то толк, еще неясно. Но говорил Медведев со всеми ровно, благожелательно, с улыбкой. Похоже, для нашего губернатора директива оказалась трудновыполнимой: встречу провел, но улыбка пока не получилась.

Что же касается местных оппозиционеров, то Демочкин, например, уже заявил, что не видит больше для себя смысла в таких встречах у губернатора. По крайней мере, дюжина перестала быть чертовой.

Иван КОЗЫРЕВ.