Молодежный парламент при Законодательном собрании Ульяновской области утвердил проект закона, который призван решить проблему безработицы среди молодежи.
Одним из авторов проекта Закона «О квотировании рабочих мест для молодежи Ульяновской области» стал Александр Савельев, в этом году закончивший юридический факультет УлГУ с “красным” дипломом. Он рассказал «Вестнику», каким образом малоизвестный термин «квотирование» поможет его сверстникам заработать себе на хлеб.
В этом году только Ульяновский государственный университет окончили около 3,5 тысячи студентов всех форм обучения. Им нужно начинать самостоятельную жизнь, но, как гласит пояснительная записка к проекту закона, «в настоящее время лица молодого возраста испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве и занятости. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодежь из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого трудового стажа. Положение усугубляется кризисной ситуацией на рынке труда, ростом общей безработицы».
Те молодые люди, которые уже трудятся на различных предприятиях, находятся под угрозой увольнения. По сравнению с другими возрастными категориями у них нет необходимого опыта, стажа, а также, что немаловажно, зачастую нет семьи. Поэтому социально ответственный работодатель, поставленный перед выбором, предпочтет оставить «кормильца», а не молодого холостяка.
– Но безработица среди молодежи грозит ростом уровня преступности в городе, – говорит Александр.
В некоторых регионах подобные законы уже вступили в свою силу. Основой для ульяновского законопроекта стал закон, разработанный в Саратовской области, оттуда были позаимствованы некоторые концептуальные моменты.
«Под квотой для данного законопроекта понимается дополнительное минимальное количество рабочих мест (в процентном соотношении от списочной численности работников хозяйствующих субъектов или сотрудников организаций, учреждений), которым работодатель обязан предоставить квотированные места для трудоустройства дополнительно к списочной численности на период установленной квоты», – читаем в пояснительной записке. Квота предоставляется гражданам в возрасте до 30 лет.
По какому принципу устанавливается квота? Работодатель самостоятельно рассчитывает ее размер, исходя из списочной численности работников, занятых на территории Ульяновской области. Квота распространяется на предприятия всех форм собственности. В организациях, где заняты от 30 до 100 человек, квота устанавливается в размере 3% от среднесписочной численности, более 100 человек – 10%. Данный расчет был проведен исходя из реалий Ульяновской области.
Существует ряд организаций, где квотирование в принципе невозможно. Это общественные объединения инвалидов; организации, находящиеся в стадии ликвидации или реорганизации; общественные и религиозные организации. Всех остальных закон, если он будет принят, обяжет выделять рабочие места для молодежи.
– За невыполнение этого закона работодатели (при условии получения соответствующей льготы) понесут административную ответственность в соответствии с законами РФ и Ульяновской области, – объясняет Александр.
Законопроектом предусмотрен и институт стимулирования. Выделение рабочих мест осуществляется работодателем за счет собственных средств, однако им дается преимущественное право, например, по размещению государственного и муниципального заказов, по получению инвестиций при прочих равных условиях с учетом механизма конкурсного отбора.
– Наш проект прошел экспертизу в Студенческом научном обществе юридического факультета УлГУ. Заключение по этому законопроекту дала общественная организация «Регион 73», также почти полностью состоящая из студентов нашего университета. Закон был утвержден на заседании молодежного парламента, соответственно, скоро пойдет в само Законодательное собрание области, – рассказывает Александр Савельев. – Кроме меня в разработке приняли участи председатель комиссии молодежного парламента по вопросам молодежного предпринимательства, занятости молодежи и поддержки молодежных инноваций Сергей Гулькин, члены парламента Алексей Ткачев, Игорь Денисов и многие другие. Работа была довольно сложной, кропотливой. Мы постарались учесть интересы и работников, и работодателей.
В Год молодежи и, одновременно, в год кризиса такой законопроект как никогда актуален – самое время принимать его, как говорит Александр. Будем надеяться, что старшие коллеги поддержат инициативу дипломированного юриста, взявшегося решать серьезные проблемы своего поколения.
Николай Гурьянов