Доктор философских наук профессор кафедры философии УлГУ Наталья Баранец по итогам года вошла в двадцатку лучших преподавателей университета. Наталья Григорьевна рассказала «Вестнику» о себе, о своих студентах и, конечно, о том, чему она старается их научить.

– Как начинался ваш путь в большую науку?

– В 1995 году закончила исторический факультет педагогического университета. Предмет своих научных интересов выбрала еще на первом курсе. Философию нам читал Дмитрий Иванович Орлов. Помню, с первой лекции я вышла, не понимая и половины того, что было прочитано. Это произвело на меня глубокое впечатление. До этого я закончила физико-математический класс в первой школе, и для меня было абсолютно непривычно не понимать то, о чем идет речь. Решила, что буду знать этот предмет. В результате все курсовые писала под руководством Орлова, и на пятом курсе защищала сразу два дипломных проекта. После окончания педуниверситета поступила в аспирантуру УлГУ, тогда еще – филиал Московского госуниверситета. Через три с половиной года защитила первую – кандидатскую диссертацию. В 2004 году – докторскую.

– Чем вы занимаетесь сейчас, какие планы на будущее?

– Продолжаю работать над темами, которые меня интересуют. Со студентами мы занимаемся проблемой искусственного интеллекта, философии сознания. Собираемся получить грант на изучение философской антропологии в СССР в первой половине XX века. Эта тема не исследована до сегодняшнего времени, там очень хорошие перспективы.

Организуем научные конференции. Недавно провели Всероссийскую конференцию, посвященную философии ХХ века. Полагаю, что такая работа очень важна. Нужно вовремя начать процесс выращивания научных кадров. Студенты должны получить навык исследовательской работы, который, возможно, им предстоит развивать в период аспирантуры. В жизни я человек прагматичный, в науке – романтик. Считаю служение науке своим приоритетом.

– В чем вы видите свою миссию?

– Философия – уникальный предмет. Она учит человека мыслить. Если все остальные дисциплины так или иначе передают знания, информацию, то философия, прежде всего, учит человека по-иному смотреть на мир. Задача высшей школы состоит не только в том, чтобы воспитать специалиста, но и в том, чтобы сформировать личность, гражданина. На мой взгляд, философия дает эту уникальную возможность. И если ее правильно преподавать, мы получим позитивный эффект. Люди зачастую забывают основное из того, чему их учили на занятиях по философии. А вспоминаются некие мудрости, которые помогают нам определять нашу жизненную позицию.

– Студентам вы рассказываете о разных видах философии. А какая ближе вам самой?

– Я очень люблю китайскую и арабскую философию. Потому что в них – мудрости на каждый день, которые нельзя оспорить. Иногда очень простая фраза бывает полна глубоким смыслом, его оттенки открываются после того, как ты проживаешь часть своей жизни и начинаешь о ней задумываться. Я очень люблю высказывания некоторых китайских мыслителей и руководствуюсь ими в своей жизни. Мне нравятся такие фразы: “Прошлое забыто, будущее закрыто, дорога – на настоящее”; “О молодых людях не стоит судить высокомерно, потому что когда он вырастет, возможно, станет благородным человеком. Достоин презрения только тот, кто не вызывает уважения, достигнув сорока-пятидесяти лет”; “Не стоит стремиться к благодеяниям и восхищению людей, искать их благодарности. Благодарностью является уже то, что ты не вызываешь ненависти…” – и так далее. У китайцев есть много того, что стоит почитать, хотя у европейцев к ним отношение обычно несколько снисходительное, что, на мой взгляд, незаслуженно.

– Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный студент?

– Студент, у которого есть желание познать. Один из великих говорил, что люди делятся на четыре категории. Первые знают, и знают, что они знают, – спрашивайте у них. Вторые знают, но не знают, что они знают, – напоминайте им об этом. Третьи не знают, и знают о том, что они не знают, – учите их. Наконец, четвертые не знают, и не знают, что они не знают, – они невежественны, опасайтесь их. Для меня идеальный студент – тот, который знает, что он не знает, и хочет узнать. Все остальное, собственно говоря, не так важно, если есть желание познать, будут и остальные необходимые качества. Я люблю ершистых студентов, задающих вопросы, которые не являются простыми в собственном смысле этого слова. Не люблю, когда студенты сидят идеально и смотрят на меня, делая вид, что слушают. Хорошо, когда на лекционных и семинарских занятиях бывает живая атмосфера. Пускай они со мной не соглашаются, ведь это здорово – когда человек не соглашается с тобой, возникает диалог, а значит, возможность переубедить оппонента.

– Как вы думаете, какая философия оказывает наибольшее влияние на современную молодежь?

– Студенчество неоднородно, это естественно. Каждый сам выбирает ту философию, которая окажет на него влияние. Меня волнует то, что чаще всего незнание делает людей легкой добычей для различного рода религиозных сект. Молодежь изначально наделена жаждой узнать мир трансцендентного, заглянуть за тот край бытия, который нам не открыт. Поэтому, находясь в состоянии поиска, она зачастую уходит в мистические группы, секты. На мой взгляд, одна из задач философии – знакомить их с разного рода мировоззрениями, религиозными учениями. Кто подготовлен, тот вооружен. В чем главная опасность? Когда перед человеком открывается лишь одна возможность, он реализует только ее.

Начиная читать курс философии, я всегда рассказываю красивую притчу Борхеса «Роза Парацельса». Суть ее, если излагать кратко, состоит в следующем: старый Парацельс молит Бога о том, чтобы к нему был послан ученик. И он приходит к нему, принеся с собой розу. Единственное, о чем просит ученик, – чтобы Парацельс показал чудо, явил свою мощь, ведь на долгие годы человек должен отдать свою волю под власть учителя. Парацельс отказывается продемонстрировать ему опыт. Ученик, чтобы подтолкнуть наставника, сжигает розу в камине – он слышал, что Парацельс может восстановить розу одним словом, поскольку постиг тайну Каббалы. И видя, что Парацельс ее не воссоздает, ученик решает, что тот ничего из себя не представляет, что он дутый авторитет. Когда дверь за учеником закрывается, Парацельс возвращается, выгребает пепел из камина, произносит одно слово – и появляется роза, живая, ароматная. Суть притчи проста: нельзя купить доверие чудом. Человек сам должен выбрать свой путь.

Философия подводит человека к пути, она не дает единственно истинного знания. Она учит искать его. Я говорю своим студентам: я подведу вас к дороге, по которой вы будете идти и искать – смысл жизни, свое понимание мира. Вы должны это делать сами. Бойтесь тех, кто говорит вам: «Вот истина!». На самом деле нет дарованной истины, каждый должен обрести ее для себя.

– Часто ли вас удивляют студенты?

– Да, иногда не просто удивляют, а даже восхищают! Я вообще очень высоко ценю потенциал молодого поколения. Обычно мы проводим семинарские занятия в виде так называемых ролевых игр. Студенты выступают от имени того или иного философа, пытаясь вживаться в роль, приводить аргументацию. Кому-то удается, кому-то нет. В этом году была очень творческая группа рекламщиков. Они написали буквально поэму в стихах – спор между Конфуцием и Лао-Цзы. Были музыкальные представления, года два назад устроили представление кукольного театра. Меня радует, что на занятиях есть возможность раскрыть творческий потенциал ребят.

– Что бы вы пожелали своим подопечным?

– Не терять удивления перед этим миром – он чудесен и прекрасен. Как было у Мопассана: жизнь не так ужасна, как кажется в конце, и не так прекрасна, как кажется в начале. Желаю им не терять чувство жизни. Никогда не разочаровываться. Скорбя умом, не падать духом. Жизнь иногда преподносит нам очень трудные испытания. Главное, сделав выбор, не сожалеть о нем. А если ты знаешь, что поступил неправильно, но есть возможность исправить, – исправляй. Самая большая ошибка – не исправлять ошибок. Нужно уметь признавать их, извлекать уроки и идти дальше. И – не терять жажды познания.

Николай Гурьянов