Управлять регионом — 2
За три с половиной года работы в региональной комиссии ОПРФ я объездил более 60 регионов, лично знаком с каждым вторым из российских губернаторов (многие из них, правда, уже бывшие). Регионы — невероятно разные, и это разнообразие каждый год увеличивается. И тем не менее общие типовые особенности пока ещё сохраняются.
Типовой российский регион — это кусок земли размером с несколько десятков тысяч квадратных километров (хотя есть и Якутия с континент величиной, а есть, наоборот, и «регионы» Москва и Петербург, равные площади города), с населением от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек. Областной центр, как правило, является по совместительству и главным городом — с самым большим населением, самой большой экономикой и т.д. Есть исключение — модель, когда «главных городов» два: Кемерово-Новокузнецк, Ульяновск-Димитровград, Вологда-Череповец и ещё несколько. Даже в исчезающей на глазах турчаковской губернии и то сохранились остатки «двоецентрия» — когда-то ведь была отдельная область с центром в Великих Луках.
Регион обычно устроен так: есть центральный город, есть Трасса (как правило, в сторону Москвы, есть какая-то периферия региональной столицы и есть «зона вымирания» по границам. За последние годы приток населения «с земли в города» шёл всё время, причём чем дальше от центра региона были населённые пункты, тем быстрее они пустели. Поэтому в региональном пограничье сейчас, как правило, сплошь и рядом мёртвые сёла, а то кое-где и мёртвые города — без всяких катастроф, просто вследствие оттока населения. Правило «слабая столица — слабый регион» действует практически везде: скажем, провальное во многих отношениях Забайкалье — это в первую очередь «недоразвитые» Чита и Благовещенск; а вот Иркутск и Хабаровск свои территории вполне собой «держат». Это верно не только для русских регионов: скажем, Чечня вошла в нормальный ритм практически сразу же после того, как удалось нормально «оживить» Грозный; а вот что делать с Ингушетией, непонятно совсем, т.к. ни Назрань, ни Магас сильными центрами не являются.
Мэр областного центра (а не премьер правительства региона и не спикер Закса) -это, как правило, в любом регионе человек №2 после губернатора. И до сих пор в каждом втором регионе основная ось внутриэлитного конфликта — это конфликт «губернатор-мэр». Даже там, где губерам удалось поставить откровенно «своих» мэров — или, наоборот, сильным мэрам избраться в губеры — на втором ходу вновь возникает это противоречие. Оно заложено в саму структуру власти, в саму систему отношений.
Структура власти региона определяется его хозяйственной спецификой — скажем, если есть в регионе крупные производства, включенные в большие холдинги, роль губернатора всегда снижается. Кто главнее в Липецкой области — Королёв (губернатор) или Лисин (хозяин НЛМК)? а в Вологодской — Позгалёв (губер) или Мордашов (хозяин Северстали)? Там, где такой структуры нет, или наоборот их несколько — там губернатору много легче быть хозяином положения. Там, где их не одна, а много — как ни странно, тоже: скажем, губернатор Филиппенко уже два десятилетия рулит не просто регионом, а таким, который добывает нефти больше, чем любая страна мира, кроме Саудовской Аравии. Великий человек.
Хуже всего для региональной власти, когда на жизнь региона определяющее действие оказывают неустранимые внешние факторы. Скажем, особенно плохая ситуация в последние годы сложилась в регионах «дальнего Подмосковья» — от Смоленской до Владимирской областей. Москва оказалась гигантским «пылесосом», втягивающим в себя всё живое и дееспособное (активы, земли, но в первую очередь — кадры). Жизнь какая-то начинается только на радиусе Нижнего, Липецка или Воронежа — там, где московский магнит «ослабевает». Скажем, даже аэропорты в столицах «подмосковных» регионов толком не действуют — зачем, когда можно лететь через Москву? А в итоге до какой-нибудь Перми легко и удобно добраться за три часа, а до Смоленска — только за пять-шесть, да ещё и по трассе.
Почти во всех русских регионах — отрицательная демография и миграция, устаревшие и стареющие производства, крайне обветшалая инфраструктура — дороги, трубы, кабели; в аховом состоянии жилой фонд и огромное бремя социальных обязательств. Бюджет региона — это несколько десятков, а то и сотен миллиардов рублей, львиная доля которых — поддержка инфраструктуры и социалка. Большинство регионов — дотационные: налоговая реформа 2000-х привела к тому, что даже очень богатые и успешные регионы не могут профинансировать из собственных налоговых поступлений свои же обязательства. Поэтому главное занятие любого губернатора по внешнему контуру — это, грубо говоря, «сидеть в приёмной у Кудрина»; а точнее бороться за вписывание своих региональных программ в разные федеральные расходные статьи.
Восторжествовавший на федеральном уровне проектно-целевой принцип, вкупе с «софинансированием» и ЧГП привёл к тому, что губеры массово ваяют на представление в Москве разные «проекты», которые им самим нужны много менее, чем средства на простое поддержание штанов; но они искренне надеются как-нибудь за счёт «проектных» денег порешать свои рутинные сложности. Апофеоз этого «вранья и воровства» в последние годы — повсеместное составление т.н. «стратегий регионального развития», не имеющих ничего общего с тем, как региональные руководители на самом деле видят будущее своих регионов (а многие и никак не видят), но написанных специально под удобство выбивания из центра денег «здесь и сейчас».
Ключевая проблема любой региональной власти при этом — кадры. Людей, которые могли бы сочетать одновременно лояльность, компетентность и денежную честность, в команде любого губера по пальцам одной руки. Двойная касса оказывается неизбежной в любом случае: в ситуации, когда приходится принимать решения на миллиарды, а «белые» зарплаты нельзя показывать особо высокими, приходится придумывать, как «втихую» мотивировать вице-губернаторов, областных министров, депутатов и т.д. Как правило, им (или их людям) даётся какое-то «кормление» — или доля в чьих-то активах.
Собственно, если у тебя нет команды из хотя бы пяти-семи человек, способных занять и контролировать ключевые направления (коммуникация с Москвой, управление аппаратом и рег.бюрократией, отношения с бизнесом, подготовка бюджетов и документооборот, PR, взаимодействие с силовиками, касса) — нечего и соваться в главы региона. Либо надо заключать альянсы — с теми, кто какое-то из этих направлений возьмёт на себя в обмен на долю в принятии решений (а то и в разного рода «потоках»). В определённой мере это неизбежно, особенно если ты «варяг»: чем больше ты приведёшь своих, тем меньше тебе будут доверять в регионе; а чем меньше своих, тем слабее и зависимее ты будешь от повязанных наглухо друг с другом местных. Поэтому в доле местных/своих надо соблюсти баланс, и с первого же дня активно перевербовывать наиболее сильных из местных в свои.
Управление регионом — 3
Чем мы управляем, когда ведём машину по трассе? Можно сказать — автомобилем. Можно даже сказать — «ситуацией на дороге». Но на самом деле — только рулём, педалями, кнопочками на приборной панели и коробкой передач. Никаких других рычагов управления у нас нет.
Губернатор управляет не регионом. Он управляет только системой региональной власти. А кроме неё, на вверенной территории есть как минимум несколько властей (выше и ниже уровнем), а также куча разнокалиберных субъектов, для которых вся эта система — никакое не начальство, а просто крупная сила, с которой надо как-то уживаться.
Но физически в оперативном режиме зона управления ещё уже. Это — те несколько десятков людей, с которыми ты как глава региона постоянно взаимодействуешь. Впрямую, т.е. сам лично, ты управляешь именно ими; и только через них — всем остальным.
Поэтому для того, чтобы состояться как губернатор, в первую очередь надо не регионом уметь управлять. Надо уметь управлять людьми — в ближнем, среднем и дальнем кругу. Управлять, учитывая их индивидуальные особенности, их мотивации, их сильные и слабые стороны, способности и ограничения.
Тут две ключевые задачи. Первое: сделать так, чтобы ты был понятен, т.е. чтобы у людей было ясное понимание, чего ты хочешь. Если идея сама по себе тебе кажется хорошей, но ты понимаешь, что правильно её понять твои исполнители не смогут — значит, от такой идеи надо отказываться в пользу более понятной.
Второе — сделать так, чтобы твои сигналы воспринимались как управляющие. Т.е. чтобы исходящее от тебя было для людей не информацией к размышлению, а руководством к действию. Как ни странно, первое, что надо для этого сделать — ограничить поток исходящей от тебя информации. Чтобы все привыкли, что ты открываешь рот только для того, чтобы сообщить решение и отдать команду. Либо форматировать режимы — когда ты «размышляешь вслух», анализируешь ситуацию, а когда — руководишь. Иначе люди не смогут это фильтровать.
Эта задача — практически силовая. Она требует в лучшем случае манипуляции, в худшем — психологического насилия. Твой формальный статус начальника — подспорье, но не гарантия: сплошь и рядом есть люди, имеющие статус, но не обладающие властью. Логика управляемости требует наличия под рукой разнообразных инструментов принуждения, от мягких до жёстких; а также очень тонкого понимания, какая «степень мягкости» необходима в данном конкретном случае.
В случае с регионом отдельной сложностью является то, что управлять придётся не просто людьми, а тоже руководителями, причём довольно высокого уровня. Прекрасно владеющих и искусством принуждения, и способами самозащиты. Многие из них по уровню компетентности, понимания ситуации и горизонту видения превосходят тебя и вполне могли бы быть на твоём месте — но им в какой-то момент либо недостало амбиций, либо есть проблемы с биографией, либо тривиально не повезло. А ещё хуже, если тебя назначили в регион с какой-нибудь высокой должности в Москве, а местные вице, оставшиеся в наследство от предшественника, смотрят как на врага и ждут как бы скушать; но менять их, во-первых, нельзя, а во-вторых, как правило, некем.
Отдельная песня — силовики. Они, как правило, по умолчанию скорее ориентированы на своё московское (окружное) начальство в большей степени, чем на региональную власть, и переориентировать их — дело времени и усилий. Сейчас каждый первый мэр и каждый третий губер имеют неслабые проблемы с прокуратурой и боятся её как огня, чем те активно пользуются, во многих смыслах. Самый очевидный рычаг — повязать силовиков деньгами и в конечном счёте мягко их коррумировать, ибо они практически везде вечно голодные, даже когда под ними ходит какая-то местная экономика. Зачем это надо? Просто затем, чтобы иметь возможность принимать и реализовывать решения, не тратя сил и энергии на борьбу с силовиками. Борьбу, как правило, бессмысленную, ибо темы «наездов» силовиков на чиновников, как правило, не имеют никакого отношения ни к реальной коррупции, ни к реальным правонарушениям — они просто цепляют за то, за что легче всего зацепить. Проигравшим эту борьбу не позавидуешь: посадят только в путь, причём ни за что.
Но при этом правильная координация с силовым контуром — это огромное подспорье в решении кучи управленческих проблем. Скажем, только через силовиков можно нормально выстроить отношения с бизнесом; только ими — прищемить бандитов и разные неформальные структуры, диаспоральные особенно. Плюс на них (на милиции особенно) висит огромная часть социальной политики, фактически, половина ключевых индикаторов, от миграции до смертности (по алкоголю, скажем). Они — «в поле», в несколько большей степени, чем гражданские чиновники, и как бы не ближе к людям. Поэтому нормально их с их интересами встроить в управленческую рутину — критическая задача любой субъектовой власти.
Доктор Хаус
– я вот эту статью использовал бы в курсовике например,. Много, по умномуу,интересно. правда возникает вопрос, который можно задть всем статьям -"и чё?".:)
______________________________________
"Джоли в мэры.Питта в председатли ГорДумы"
Кошелев
"да ни че"…просто должны быть тексты иного уровня абстрагирования, вдруг найдутся те, кому интересно пообсуждать, вот и всего то
Доктор Хаус
– Согласен.
я вот еще иногда о чем думаю…может нашим руководителям региона в обязательном орядке на их рбочие компьютеры установить The Sims или Civilizations…ну чтоб они сперва "на кошках потренировались", а потом уже над областью эксперементировали.
Там хоть в общих схемам показано как делать так, чтоб народ был доволен.:)
(-:
Причем ставить надо Civilizations Antology, чтоб с самой первой. От простого – к сложному. На выходе – управленец с четырьмя классами образования:)).
Доктор Хаус
– Ульяновская область – самая суровая область в России. Здесь есть целый факультет управления и госслужбы, но губернаторами области становятся то военные генралы, то милицейские офицеры…
Ульяновские чиновники настолько суровы, что вместо того, чтобы ремонтировать дороги, они покупают себе внедорожники…
ну и т.п.
:))
(-:
Ульяновские чиновницы настолько суровы, что читают книжечку " В начале было Слово…" или След на воде" Плыкина Виктора Дмитриевича и дают ее почитать другим!:)))
Политик
Ульска област еще не доросла до таких текстов :(
Да
Да. Наш уровень пока – это компьютерные игры
Политик
Улпресса – моя любимая компьютерная игра.
Отто
Статья неплохая, с обоснованной претензией на аналитику. Неплохие посылы, в порядке с логикой. Однако, имхо, автор совершенно упускает правовую сторону деятельности любого главы региона, а она является ныне краеугольной. Практически 45-70 процентов поручений, указаний, предложений и т. д. натыкаются на юридическую нестыковку.
Кадет
Автору спасибо.
Наконец-то появляются статьи не для болтовни, а для ума. Очень жадь, что их не читают те те, кому они предназначены. А может быть для них это очень сложно?
Сей материал помог бы мечтающим стать Мэром сначала думать, а потом писать.
strizh
Уверен, что и куртуаз меня поддержит, что все миграционные и экономические процессы – кальки с 80-х. А психологизма – вообще жуть. Мне это отец сказал. Всё управляется из центра, через лобби (землячества, знакомых, друзей). И так по всей России-матушке.
Написано ради красивостей и лже-сенсационности. Первые сто в каждом регионе не только это знают, но и умеют сбалансировать интересы практически. А где не умеют, там стреляют…)))
Кадет
Стрижу
Может быть, в Ваших рассуждениях есть доля истины.
Однако, в любом деле, а особенно в управлении регионом необходимы знания хотя бы азов теории управления большими системами. Здесь действовать по наитию пагубно, если не сказать больше.
Фримен
Ежову:
Вы уж тогда весь этот цикл Чадаева завесьте.
666
А что изменится,если регионов совсем не управлять?
Читатель
А с чего Вы взяли что им вообще кто – то управляет? Вот на 73 онлайн материал интересный есть по ценам на продукты питания. Подробно расписано как власть держит. Зато в очередном отчете будут кудахтать, что у нас цены самые низкие в ПФО и благодарить за это надо не кризис и обвал покупательской способности, а ее, власть.
Ульяновским ценам губернатор не указ
20.07.2009, 12:54
Более месяца назад в Ульяновске было подписано трехстороннее соглашение между правительством региона, крупнейшими местными товаропроизводителями и торговыми сетями о снижении цены на продукты повседневного спроса на 10%. Однако с момента подписания документа цены на молоко, хлеб и яйца не упали, а, наоборот, еще подросли.
Акция «Социальный продукт» должна была привести к тому, что стоимость 10-12 наименований продуктов из повседневной продовольственной корзины (список утвердило Министерство сельского хозяйства) закрепилась бы на привлекательно низком уровне. Ульяновские хлеб, масло, мука, мясо, кефир должны были выгодно отличаться по цене от аналогичных товаров-конкурентов, завезенных из других областей. А на полках эти товары решено было отмечать особым знаком – «солнышком», чтобы покупатель мог легко вычленить их из всего многообразия ассортимента магазина.
Был утвержден и механизм взаимодействия между поставщиками и торговыми сетями. Решили, что если местному производителю тяжело сделать 10% скидку на свой продукт, то на помощь ему должен прийти владелец торговой точки и поделить процент скидки с ним пополам. Акция «Социальный продукт» устроила всех. Ни одна торговая сеть и ни один ульяновский товаропроизводитель от участия в ней не отказался.
Соглашение о намерениях подписали, губернатор поблагодарил бизнесменов за внимание к социальным проблемам региона. Предприниматели, в свою очередь заверили Сергея Морозова, что всегда готовы к активному сотрудничеству с правительством.
Только вот после того, как участники акции разъехались по своим «вотчинам», все вернулось на круги своя: цены на продукты остались без изменения, а на отдельные их наименования за месяц еще и подросли.
Так, к примеру, в магазинах сети «Пятерочка» опознавательные эмблемы- «солнышки» хоть и наклеены около хлеба и яиц, но таким образом отмечено не снижение цены, а просто выделен самый дешевый продукт из имеющихся в ассортименте торговой точки. Магазины «Перекресток» и «Вестер», как выяснилось, в акции и не собирались участвовать. Директор магазина «Перекресток» Мария Демкович заявила: «Об этой акции слышу впервые. Никакой информации о ней у меня нет». Директор магазина «Вестер» Нина Слыханова о соглашении, подписанном с губернатором, ничего не знает. Та же ситуация по «Гулливеру». Только в сетях «Товарищ» и «Провиант» действительно несколько позиций местных товаропроизводителей были отмечены акционным значком и по ним проведена акция снижения цены.
На вопрос, почему подписанное на правительственном уровне соглашение осталось нереализованным, нам ответил супервайзер одного из магазинов. По словам сотрудника, торговая сеть и так предлагает своим покупателям большое количество ценовых акций. Поэтому без «Социального продукта» потребители вполне могут обойтись. Это мнение торговых сетей.
Оценить, насколько эффективно реализуется акция в Ульяновске и ведется ли вообще какой-либо контроль за выполнением подписанных с торговыми точками соглашений по сдерживанию роста цен, мы попросили заместителя начальника отдела торговли и мониторинга ценообразования Министерства сельского хозяйства Ульяновской области Веру Грушину:
«Акция реализуется успешно. Как таковых проверок по магазинам мы не проводим – в отделе всего 2 человека. Но акция работает».
Ответ чиновницы удивил. На вопрос о том, почему же, например, в магазинах «Гулливер» нет ни одного намека на проводимую акцию, Вера Грушина ответила: «У них там какие-то технические проблемы. Солнышки распечатать не могут…».
В общем, вывод неутешительный. В том, чтобы обеспечить социально незащищенные слои населения недорогим набором продуктов, в Ульяновской области не заинтересован ни бизнес, ни власть. Максимум, на что готовы и те и другие, – банальное «очковтирательство», болтология, направленная на повышение собственных рейтингов в глазах общественности. Поэтому дальше красивых заявлений и многочисленных объемных соглашений дело у них не идет.
Рост цен волнует сейчас, как видно, только простых смертных. Но ни подписывать соглашения по их сдерживанию, ни реализовывать их они, к сожалению, пока не могут.
http://73online.ru/readnews/858
Доктор Хаус
– ругать станет некого…а народу нужны козлы отпущения…
замкнутый круг однако…
666
Подписание протокола о сотрудничестве-абсолютно нерыночный механизм.Рынок-это когда рядом с сетевым магазином будут продавать социальные продукты по социальным ценам. То есть государственный или муниципальный магазин должен по ценам конкурировать с сетевым супермаркетом! Проблема в том,что у нас нет гос. магазинов и нет конкуренции сетям!А у всех сетей одни и те же поставщики(я имею в виду по социально значимым продуктам),одинаковые закупочные цены,одинаковая маржа!И никакой конкуренции между собой.Извините,но это не рынок.Это-монополия!
Читатель
Вроде бы губернатор снова обернулся лицом к народу. Посетил место сноса дома Курчатовым… Плохо, когда Морозов от людей отдаляется. Хочется верить, что это только начало и мы еще услышим о губернаторе. Узнаем его еще ближе. Только с хорошей стороны.
Hermes
Уже вот только это предложение
"Есть исключение — модель, когда «главных городов» два: Кемерово-Новокузнецк, Ульяновск-Димитровград"
показало дальнейшую нецелеообразность в прочтении всего остального….
Отто
Hermes верно подметил, автор что-то гиперболизирует роль Мелекесса
Читателю!!!!!!
Хорошо, что у человека только две стороны: лицо и…. Легче определять позицию!