14 июля состоялась встреча Сергея Морозова с представителями общественных объединений. Разговор шел о создании независимого экспертного совета. Независимость своих взглядов и поступков приглашенные подтверждали на деле. Неоднократно…

В состав совета вошли 13 человек: председатель отделения партии «Патриоты России» Владимир Аладин; член обкома КПРФ Вячеслав Алексейчик; журналист Геннадий Антонцев; профессор Валентин Бажанов; профессор, председатель «Российского объединения избирателей» Исаак Гринберг; главный редактор «Ульяновского корпункта» Геннадий Демочкин; председатель движения «За достойную жизнь!» Владимир Ефимов; директор заповедника «Родина Ленина» Александр Зубов»; зампредседателя регионального отделения Российской экологической академии, член партии «Справедливая Россия» Александр Каплин; председатель общественного совета групп граждан против уплотнительной застройки Евгений Лытяков; председатель движения «Ульяновцы» Алексей Куринный; зампредседателя отделения «Справедливая Россия» Захар Мисанец; краевед Сергей Петров. На первой встрече отсутствовали двое – Куринный и Мисанец.

Идея создания независимого экспертного совета родилась во время встречи Исаака Гринберга с Сергеем Морозовым 6 июля. Выступая на встрече 14 июля, Исаак Гринберг сказал, что есть некоторые проблемы, решение которых властями либо затягивается, либо на вопрос не обращается должного внимания. В результате эти «отдельные фрагменты… в значительной мере перечеркивают в глазах ульяновцев многое хорошее из того, что делается властью». Пробиться к губернатору нелегко, а обращение к нему через многочисленных помощников превращается в «испорченный телефон». Поэтому, уверен Гринберг, губернатору необходимо общаться «с инакомыслящими, с оппозицией» напрямую.

Основная цель создания экспертного совета – разработка предложений и рекомендаций руководству области. Для этого члены совета будут встречаться с губернатором раз в месяц, а на совещания выноситься один или два вопроса, для обсуждения которых могут приглашаться специалисты и представители правительства. 14 июля, на первой встрече, члены совета перечислили «горящие», с их точки зрения, проблемы.

По мнению Аладина, это – ЖКХ и антикоррупционная деятельность. А для того, чтобы «не искать губернатора», Владимир Николаевич предложил «создать прямой контакт» 2-3-х членов совета с губернатором. Сергей Морозов с предложением согласился и пригласил желающих принимать участие в работе заседаний правительства и его аппарата.

Владимир Ефимов говорил о необходимости ликвидации коррупции в образовательных учреждениях и напомнил о нереализованной, разработанной им и его коллегами, схемой проезда по мосту, которая позволила бы избежать громадных «пробок».

Доктор технических наук, лауреат Ленинской премии Вячеслав Алексейчик напомнил Морозову: «Ближайшая тема, которая бьет по бюджету и жителям – проблема теплоснабжения. Я и предыдущему губернатору доказывал, что половина долга области энергетикам – это чистые приписки. И эти приписки продолжаются при вас. Готов доказать, что 40% в теплоснабжении – чистой воды приписки. Пока власть на стороне производителей энергоресурсов».

По мнению Валентина Бажанова, отсутствие сдержек и противовесов не позволяет власти работать эффективно, а партийная и властная монополия противоречат интересам страны. К перечню «местных» вопросов Валентин Александрович добавил отсутствующую в регионе систему грантов для преподавателей вузов: «Областной бюджет ни разу не финансировал гранты. Хотя речь идет о 2,5-3 миллионах».

Сергея Петрова беспокоит утрата Ульяновском самобытности: «Увидели где-то клумбу или фонтан, сразу решили сделать это в нашем городе». Для управления культурой в Ульяновск «привозят» иногородних специалистов-дилетантов, продолжается уничтожение памятников (дома Курчатовых – Г. А.): «Мы будем добиваться, чтобы в комитете по культурному наследию работали компетентные кадры».

Александр Каплин напомнил о своем давнем предложении – создании национального парка на территории Сенгилеевского района: «Парк – это и развернутая инфраструктура. Туристический гостиничный комплекс, сельхозпредприятия, торговые точки парка потребуют создания не одной сотни рабочих мест».

Александр Зубов, как всегда, был резок и прямолинеен: «Несмотря на отсутствие законодательной базы, некоторые губернаторы, в регионах которых есть исторические заповедники, сами создали охранные зоны. У нас есть возможность сохранить то, что осталось от исторической части Ульяновска… Сегодня же уникальнейший дом на Гончарова, 13а, муниципальная собственность, переходит в частные руки. Давайте говорить прямо: Курков получает этот дом с помощью Ермакова. И он не собирается реставрировать этот дом, а построит 5-6 этажей. Если мы сейчас жестко не скажем – в охранной зоне только 3 этажа – ничего не получится. Нужна ваша жесткая позиция, Сергей Иванович. И по поводу переименования Ульяновска… Большинство жителей против этого, в городе и без того много проблем».

Геннадия Демочкина интересовало: какой «сдвиг произошел в сознании губернатора», что он пришел к необходимости такого общения. Ведь, напомнил Демочкин, шестеро из присутствующих год назад вышли из общественной палаты, потому что поднимали острые вопросы, после чего и губернатор, и чиновники стали игнорировать палату, а однажды Сергей Морозов «изгнал журналистов» с ее заседания. «Когда вы нас приглашали в палату, мы же откровенно сказали, что мы – неудобные и шершавые. Мы остались такими же». И, вспомнив о фильме «День сурка», Демочкин спросил Морозова: «Нет ли опасности, что мы замкнемся на «Дне сурка» и пойдем по второму кругу?»

«Не надо пытаться вытащить из меня покаяние, – ответил на это губернатор. – Это было предложение Исаака Павловича: давайте встретимся и станем обсуждать. Действительно пришло время отбросить дебаты и серьезно заняться, если есть желание, ситуацией в регионе. Есть желание? Тогда чего заниматься демагогией? Если хотите потоптаться на этой теме, напечатайте в очередной раз статью в «Курьере», и закончим нашу встречу…»

Другую точку зрения высказал Александр Каплин: «Не каждый губернатор идет на такой шаг – общение с людьми, по многим позициям оппозиционно настроенными. Если есть критические замечания, то нужно находить компромиссные решения, а не уходить во взаимные обвинения».

Через день после совещания статья в «Курьере» действительно вышла. В ней некто Иван Козырев сообщил: «Демочкин… уже заявил, что не видит больше для себя смысла в таких встречах у губернатора».

От автора

Каждый раз, когда пишу очередную статью, вспоминаю Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»… Не первый раз разговариваю с губернатором, и каждый раз хочу понять – есть ли у губернатора реальный механизм решения конкретной проблемы? С этого я и начал свое выступление 14 июля. Ведь без такого «механизма» как решить проблемы доначислений, намерения повысить норматив на отопление, принудительного «загона» ульяновцев в ТСЖ (рассмотрение именно этих вопросов я предложу на очередных заседаниях)?

Не люблю ярлыков и обобщений, и никогда не считал себя ни демократом, ни оппозицией. Ярлыки и обобщения разделяют людей. Но кому-то быть в оппозиции нравится. Как и в фильме «День сурка»: разные люди видят разное. Одни – бесконечное повторение, другие – удивительное превращение главного героя.

«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата». Это – тоже Руставели. Через месяц снова встретимся с Морозовым. Удастся найти решение – хорошо. Нет?.. Придется использовать другие «механизмы». Но разве нет необходимости привлечь губернатора к решению тех проблем, о которых говорили участники встречи? И пусть эта попытка будет даже не первой?

Геннадий Антонцев