Всего за первое полугодие, не считая обращений, направленных непосредственно в адрес депутатов, в Законодательное собрание области поступило 215 письменных обращений граждан.

Из них на имя конкретных депутатов – 35. Соответственно оставшиеся 180 (в адрес ЗСО вообще и на имя председателя парламента) были рассмотрены лично спикером Борисом Зотовым и направлены в структурные подразделения для принятия решений.

Любопытно, но за первое полугодие прошлого года обращений было почти в два раза больше – 413. По мнению специалистов отдела аппарата ЗСО по работе с обращениями граждан, это связано, скорее всего, с началом работы областного Уполномоченного по правам человека, «оттянувшего» на себя профильные обращения. Тем не менее, 17,2 процента поступивших в ЗСО обращений – 37 – касаются именно защиты прав граждан: защита прав потребителя, обманутых вкладчиков, вопросы получения паспорта, восстановления на учете в центре занятости, закрытие социальных объектов и т. д…

На второе место в первом полугодии вышли обращения, связанные с образованием – 29 против 18 год назад. Но это легко объяснимо, учитывая начало оптимизации и реорганизации учебных заведений области. Впрочем, большинство этих обращений было вызвано ложными слухами, а ряд «приговоренных» школ депутатам удалось все-таки отстоять.

Зато на треть снизилось (по сравнению опять же с первым полугодием 2008-го) количество обращений по вопросам соцзащиты – 26 против 85. Причем, если не учитывать вопросы об областном законе «О ветеранах труда» (напомним, он, как и положено, в полном объеме начал действовать с первого июля), число «социальных» обращений было бы еще меньше.

На четвертом месте – вопросы здравоохранения (10,2 процента). Здесь, наряду с темами ремонта больниц, обеспечения лекарствами, просьбами помочь с санаторно-курортным лечением, также поднимался вопрос оптимизации. И также, зачастую, на ровном месте. Как, к примеру, с центром профпатологии.

ЖКХ посвящено 9,3 процента обращений (газификация, водоснабжение, уборка ТБО), жилищным вопросам – 7,4 процента (проблемы ветхого фонда, передачи жилфонда в муниципальную собственность, капремонта и получения жилья ветеранами Великой Отечественной), землепользованию и сельскому хозяйству, а также вопросам труда, пенсий и пособий – по 5,6 процента. Оставшиеся обращения поднимают темы дорог, правоохранительной деятельности и государства и политики.

Из 215 обращений на контроль было поставлено 162 (остальные относятся к категории «неконтрольных»), по 116 из которых к концу полугодия уже были выработаны решения и даны ответы.

Теперь приведем несколько интересных, как нам показалось, цифр.

Наряду с индивидуальными (173) и коллективными (74) поступило в областной парламент и четыре анонимных обращения (год назад – восемь). Кроме собственно обращений граждане направили в ЗСО 38 заявлений, четыре жалобы, два ходатайства и по одному предложению и отклику. Из депутатов больше всего обращений через приемную Законодательного собрания поступило Алсу Балакишиевой – 13 и Игорю Тихонову – 9.

Но главные выводы можно сделать, только если сравнить характер обращений граждан в первом полугодии года текущего и в первом полугодии года прошедшего. Год назад на первом месте шли вопросы социальной защиты, за ними – прав граждан, коммунального хозяйства, жилья и труда, пенсий и пособий. В текущем году, как было сказано выше, значимая часть обращений по правам человека стала поступать в профильное ведомство, а из-за процесса оптимизации увеличилось число обращений по вопросам образования и здравоохранения. Снижение же количества обращений по вопросам ЖКХ (20 против 52 год назад) и соцзащиты (26 против 85) можно объяснить только более качественной работой соответствующих служб и тем, что заметно больше вопросов по этим темам стало решаться непосредственно на местах, без необходимости апеллировать к органу региональной представительной власти.

“Ульяновская правда”, 24 июля 2009 г.