предлагают организаторы новой выставки в краеведческом музее.

Предметом интереса музейщиков стали керосиновые лампы. Для кого-то – самая примитивная утварь, а для верящих в сказки – вещь поистине сакральная. Организаторы экспозиции рассказывают, что, когда извлекали лампы из запасников и протирали от пыли, дух захватывало. А ну как выскочит из стеклянного горлышка многометровый джин и воскликнет: «Я раб лампы!». О том, случались ли в период подготовки выставки чудеса, сотрудники краеведческого умалчивают. Видимо, боятся сглазить – уж им-то в сложное для музеев время есть что попросить у джина…

В витринах — более тридцати экспонатов. Старинные лампы, даже если не верить в волшебство, вызывают трепет. Веет от них романтикой, уютом. Лампы всегда объединяли людей вокруг себя, помогали создать атмосферу откровенности, в их честь называли кружки поэты и философы.

Появлением керосинового светильника в его нынешнем виде мы во многом обязаны Леонардо да Винчи. Его современники здорово страдали от того, что масляные лампы коптили. Итальянский гений решил — чтобы избежать гари, предмет должен иметь тягу, как в печке, и придумал лампу с трубой. Позже труба была заменена на привычный для нас вытянутый стеклянный абажур, а на смену маслу пришел керосин.

Первая керосиновая лампа появилась во Львове в №853 году. На фоне мировой истории век «керосинок» оказался недолог – совсем скоро изобрели электричество, и они стали восприниматься как пережиток. Впрочем, в деревнях, где постоянные перебои со светом заставляют усомниться в наличии цивилизации, подобные «раритеты» сохранились по сей день. Более того, керосиновые лампы до сих пор выпускает российская промышленность.

Экспонаты выставки интересны и как предметы искусства. Есть среди них настоящие шедевры, по которым можно проследить смену художественных стилей и модных тенденций.