Федеральные власти поручили известному правозащитнику и депутату Ульяновской городской Думы бороться с коррупцией

В рамках реализации президентских инициатив по борьбе с коррупцией, Правительство РФ в текущем году приняло ряд постановлений. Эти нормативные акты направлены на организацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений.

Одним из таких документов, подписанных Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, в России создается институт независимых экспертов. Соответствующий отбор и аккредитация поручены министерству юстиции Российской Федерации. Напомним, что министр Александр Коновалов является не просто соратником и единомышленником Президента РФ Дмитрия Медведева, но и его личным другом, активно помогающим в реализации мер из президентского «антикоррупционного пакета». В Ульяновской области лицом, уполномоченным федеральными властями проводить экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, определен член бюро Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Городской думы Александр Каплин.

Соответствующее распоряжение 4 июня 2009 г. за № 1592-р было подписано министерством юстиции Российской Федерации, а «Свидетельство об аккредитации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность» было торжественно вручено в управлении министерства юстиции России по Ульяновской области. Указанное «Свидетельство» и соответствующие полномочия действительны до 10 июня 2014 года.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять аналогичные федеральным нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Такие рекомендации дал В.В. Путин.

В этой связи, Александр Каплин хотел бы обратиться к активным читателям нашей газеты. Понятно, что весь огромный массив проектов нормативных актов (несколько тысяч(!) документов в неделю) различных ведомств и законодательных органов проверить невозможно одному человеку. Поэтому если Вам стало известно о том, что в жизненно важной для вас лично сфере (образование, здравоохранение, экологии, ЖКХ, земельным отношениям, правосудие и т.д.) предлагается проект документа, который содержит коррупционные факторы, то просьба сообщать нам в редакцию.

Депутат-справоросс Александр Каплин обязательно проверит такой документ и направит в Москву свое заключение. Если орган или должностное лицо, разработавшее проект спорного нормативного акта, не согласиться с внесением поправок, то такой проект должен быть передан для рассмотрения президенту РФ или председателю Правительства РФ в зависимости от полномочий органа или должностного лица по утверждению соответствующего акта. Думаем, что не многие чиновники или депутаты захотят в открытую доказывать Президенту или Премьер-министру России свою честность, при наличии в документе коррупционных норм.

На какие возможные коррупционные факторы в проекте нормативного акта необходимо обратить внимание:

а) широте дискреционных полномочий — отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле «вправе» — диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав — возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества — наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции — нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности — употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

к) существовании собственно пробела в правовом регулировании — отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

л) отсутствии административных процедур — отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

м) отказе от конкурсных (аукционных) процедур — закреплении административного порядка предоставления права (блага);

н) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

о) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

п) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

р) нарушении режима прозрачности информации — отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

с) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.