Федеральные власти поручили известному правозащитнику и депутату Ульяновской городской Думы бороться с коррупцией

В рамках реализации президентских инициатив по борьбе с коррупцией, Правительство РФ в текущем году приняло ряд постановлений. Эти нормативные акты направлены на организацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений.

Одним из таких документов, подписанных Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, в России создается институт независимых экспертов. Соответствующий отбор и аккредитация поручены министерству юстиции Российской Федерации. Напомним, что министр Александр Коновалов является не просто соратником и единомышленником Президента РФ Дмитрия Медведева, но и его личным другом, активно помогающим в реализации мер из президентского «антикоррупционного пакета». В Ульяновской области лицом, уполномоченным федеральными властями проводить экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, определен член бюро Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Городской думы Александр Каплин.

Соответствующее распоряжение 4 июня 2009 г. за № 1592-р было подписано министерством юстиции Российской Федерации, а «Свидетельство об аккредитации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность» было торжественно вручено в управлении министерства юстиции России по Ульяновской области. Указанное «Свидетельство» и соответствующие полномочия действительны до 10 июня 2014 года.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять аналогичные федеральным нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Такие рекомендации дал В.В. Путин.

В этой связи, Александр Каплин хотел бы обратиться к активным читателям нашей газеты. Понятно, что весь огромный массив проектов нормативных актов (несколько тысяч(!) документов в неделю) различных ведомств и законодательных органов проверить невозможно одному человеку. Поэтому если Вам стало известно о том, что в жизненно важной для вас лично сфере (образование, здравоохранение, экологии, ЖКХ, земельным отношениям, правосудие и т.д.) предлагается проект документа, который содержит коррупционные факторы, то просьба сообщать нам в редакцию.

Депутат-справоросс Александр Каплин обязательно проверит такой документ и направит в Москву свое заключение. Если орган или должностное лицо, разработавшее проект спорного нормативного акта, не согласиться с внесением поправок, то такой проект должен быть передан для рассмотрения президенту РФ или председателю Правительства РФ в зависимости от полномочий органа или должностного лица по утверждению соответствующего акта. Думаем, что не многие чиновники или депутаты захотят в открытую доказывать Президенту или Премьер-министру России свою честность, при наличии в документе коррупционных норм.

На какие возможные коррупционные факторы в проекте нормативного акта необходимо обратить внимание:

а) широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле “вправе” – диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции – нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

к) существовании собственно пробела в правовом регулировании – отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

л) отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

м) отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага);

н) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) – отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

о) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) – отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

п) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

р) нарушении режима прозрачности информации – отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

с) нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).