Реализация 159-го федерального закона, дающая ульяновским предпринимателям право выкупить в собственность арендуемое у муниципалитета или государства имущество, дошла до скандала. Нескольким предприятиям, около полугода назад подавшим заявки на выкуп арендуемых ими помещений, предложено освободить их… до 31 июля.

159-й закон дает преимущественное право выкупа помещений лишь тем предпринимателям, которые арендуют имущество более трех лет, и в течение этого промежутка времени оплачивали аренду, как сказано в законе, «надлежащим образом». И если процесс выкупа муниципального имущества более-менее налажен, то предпринимателям, арендующим помещения в областных государственных унитарных предприятиях (далее – ОГУП) «Имущество» и «Средняя Волга», в выкупе арендуемых помещений отказывают. В «Средней Волге», правда, в последние дни ситуация чуть сдвинулась с мертвой точки…

В общем, заявки о выкупе помещений в ОГУПах либо не рассматриваются, либо предприниматели получают отказ. О такой «заботе» о малом и среднем бизнесе ульяновские предприниматели неоднократно сообщали в областную прокуратуру, губернатору, главному федеральному инспектору по Ульяновской области, наконец, Президенту РФ.

Так, в апреле этого года от Ульяновского объединения предпринимателей ушло письмо Дмитрию Медведеву. В письме сообщалось, что областные чиновники «передали все арендуемые областные нежилые помещения в хозяйственное ведение ОГУПам… А дальше, манипулируя разными статьями закона №159, областные власти его хоронят, дискредитируя при этом федеральную программу и пренебрегая четкой позицией Президента России». Чиновники, сообщается в письме, утверждают, что закон не обязывает ОГУПы продавать имущество, а лишь дает им на это право.

В марте сразу несколько предпринимателей вторично обратились к Сергею Морозову. Письмо губернатору подписали руководители ЗАО «Центр недвижимости», ООО «Ориентир-Сервис», ООО «Орис», УИК ИКПГК «Строй и живи», ООО «Квант», ООО «Квант плюс», ООО «ТД Фаворит-Транзит», ИП Габунов Н.Р. По некоторым сведениям, пишут предприниматели, руководители ОГУПов отказываются выполнять закон №159. А потому существует угроза, что до истечения срока действия закона (1 июля 2010 года) предприниматели лишатся прав на аренду занимаемых площадей и будут вынуждены закрыть предприятия.

Как в воду глядели. Четыре месяца спустя «Центр недвижимости» и «ТД Фаворит-Транзит» получили от ОГУП «Имущество» письма, в которых и.о. гендиректора ОГУП Александр Бердников предлагал директорам предприятий оплатить энную сумму за коммуналку и освободить занимаемые помещения с 31 июля. Причем договорных отношений с ОГУПом у предпринимателей на 2009 год нет. Потому что, как утверждают предприниматели, ОГУП уклоняется от заключения договоров с ними.

Право или обязанность

Одна из причин того, что до сих пор ни один предприниматель, арендующий в ОГУПах «Имущество» и «Средняя Волга», не получил возможность выкупить арендуемое помещение, кроется в особенном прочтении чиновниками и руководителями ОГУПов 159-го закона. Стандартный ответ директора департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области О. Яшагина, куда с заявками на выкуп обращались бизнесмены, таков: «Используемое вами имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения ОГУП. 159-й закон НЕ ОБЯЗЫВАЕТ унитарные предприятия продавать имущество арендаторам, а лишь ДАЕТ ПРАВО на возмездное отчуждение имущества». Мол, обращайтесь в ОГУПы. Если они не «против», то и департамент не станет возражать.

Директор департамента развития предпринимательства Р. Гайнетдинов в своем ответе разъясняет: руководители ОГУП «выразили отрицательное мнение в отношении продажи объектов». Тем не менее, уточняет Гайнетдинов, на заседании рабочей группы по обеспечению выполнения 159-ФЗ (ею руководит министр Д. Рябов) руководителям ОГУПов рекомендовано принять решения об отчуждении. Однако после этой «рекомендации» и.о. гендиректора «Имущество» сообщает предпринимателям, что здание, в которых они арендуют помещения, «является экономически выгодным для предоставления его в аренду». В общем, резюмирует Бердников, «отчуждение помещения нецелесообразно». Такая «корова» нужна самому…

Старший прокурор областной прокуратуры И. Золотарев отвечает на обращение указанных выше предприятий, что ответы департаментом госимущества предпринимателям даны по существу. Отказ «Средней Волги» и «Имущества» от продажи объектов аренды законодательству не противоречит: «Оснований для прокурорского вмешательства не имеется».

Еще один момент. Законом Ульяновской области 206-ЗО, принятом в декабре прошлого года, ОГУП «Средняя Волга» включено в областной план приватизации в 4-м квартале 2009 года. А посему, пишет в марте директор департамента О. Яшагин, у предпринимателей «отсутствует преимущественное право приобретения арендуемого имущества». О том, что 159-й закон обязывает учитывать при составлении планов приватизации обременение имущества арендой, официально не комментируется. Нарушение 159-го ФЗ при принятии областного 206-ЗО привело, по сути, к лишению предпринимателей законного права. Тем не менее перспектива исправить эту ситуацию существует. Чего пока нельзя сказать об ОГУП «Имущество»…

Распоряжаться, не имея права?

Чтобы распоряжаться имуществом, нужно, как минимум, им владеть. Владение имуществом подтверждается государственной регистрацией. Именно после такой регистрации возникает законное право хозяйственного ведения имуществом, и организация может заключать договоры аренды и рассматривать заявки об отчуждении имущества. Во всех ответах чиновников предпринимателям содержатся сведения, что имущество, которое они арендуют в ОГУП «Имущество», «принадлежит ОГУП на праве хозяйственного ведения». Якобы именно поэтому «Имущество» принимает решение об отчуждении, простите, имущества. Но.

ОГУП «Имущество» было реорганизовано в 2008 году путем присоединения к нему пяти ОГУПов. Предприниматели, пытавшиеся больше полугода доказать неправомочность участия «Имущества» в процессе исполнения 159-го закона, получили выписку из единого госреестра, в которой сообщается, что по состоянию на 22 мая 2009 года этот ОГУП не имел госрегистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним. Более того, в 2006 году имущество, например, ОГУП «Товары для народа» (в 2008 году присоединенное к «Имуществу») изымалось для государственных нужд.

В связи ли с этой «неразберихой», либо по другим причинам, но в мае 2009 года областная прокуратура, рассмотрев обращение депутата Госдумы Алексея Корниенко, выступившего в защиту прав предпринимателей, установила следующее. ОГУП «Имущество» заволокитило переоформление и пролонгацию договоров аренды. В отсутствие законных оснований ОГУП уклоняется от сохранения с ЗАО «Центр недвижимости», ООО «Ориентир-Сервис», ООО «ТД Фаворит-Транзит», ИП Габунов Н.Р. арендных отношений. Далее прокуратура сообщает, что департамент госимущества принял меры к понуждению руководства ОГУП о сохранении арендных отношений с предпринимателями, и решается вопрос об отстранении директора «Имущества» от занимаемой должности.

16 июля «волокита» и «уклонение от сохранения арендных отношений» превратились в письмо нового руководителя ОГУП «Имущество» к ЗАО «Центр недвижимости» и ООО «ТД Фаворит-Транзит», в котором предпринимателям предлагается освободить помещения с 31 июля…

Рискованная перспектива

Предприниматели, арендующие в ОГУП «Средняя Волга», включенного в план приватизации в четвертом квартале этого года, еще в марте получали письма из департамента госимущества, в которых сообщалось об отсутствии у бизнесменов преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества. По причине надвигающегося акционирования ОГУПа.

Но на сегодняшний день ситуация изменилась: «Средняя Волга» дала первые согласия на выкуп. Предприниматели предполагают, что это произошло благодаря обращениям к губернатору, в законодательное собрание, главному федеральному инспектору, президенту РФ, «шуму» в прессе. Но директор департамента госимущества предлагает довольно длинную цепочку согласования, считают предприниматели, поэтому есть опасения, что процесс может опасно затянуться. Тем не менее, механизм «защиты» предпринимателей от приватизации ОГУПа департаментом предложен: исключение имущества, арендуемого предпринимателями, из имущественного комплекса приватизируемого ОГУПа.

Несмотря на некоторые положительные подвижки, предприниматели все же опасаются затягивания процесса согласованиями многочисленных инстанций. На дворе – лето. Отпуска. До начала процесса акционирования «Средней Волги» остался месяц.

«Хотя первые согласия на выкуп и принципиальное согласие чиновников мы получили, – говорят предприниматели, – проблема остается». С манипуляцией терминов и понятий, затягиванием согласований и так далее бизнесменам сталкиваться не впервой.

«Дырка для чемодана»

Депутат Госдумы Алексей Корниенко говорит, что 159-й с большими проблемами реализуется по всей России. Две недели назад Корниенко передал документальную «историю» ульяновских предпринимателей Полномочному представителю Президента РФ в ПФО Григорию Рапоте и попросил его вмешаться в ситуацию. «Все говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, а на местах предпринимательство рубится», – подытожил депутат.

Руководитель регионального отделения «Опоры России» Анатолий Сага считает, что в любом законе есть «дыра для чемодана». 159-й – не исключение. И предоставление собственником права ОГУПам принимать решение – это попытка чиновников снять с себя ответственность.

Профессор, предприниматель Исаак Гринберг сомневается, что в случае с ОГУП «Средняя Волга» бизнесменам удастся реализовать свое право.

Руководитель Ульяновского объединения предпринимателей Хамза Ямбаев положительно оценивает реакцию на обращение к Президенту: «Пересмотрели 159-й закон, и 17 июля в него внесли обширные поправки. В том числе и по ненадлежащей оплате. На принятой редакции мы и настаивали».

Вышедший 17 июля федеральный закон №149 действительно внес в 159-й существенные поправки. Из 159-го убрали пункт о ненадлежащей оплате аренды. Именно вольное толкование чиновниками понятия «недобросовестного плательщика» неоднократно приводило к отказам предпринимателям в выкупе, что породило многочисленные судебные процессы. 149-й заменил «ненадлежащую оплату» более конкретным: отсутствием задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам и пеням). Более того, срок аренды, дающий предпринимателю право преимущественного выкупа, уменьшен с трех до двух лет. Это значит, что число предпринимателей, желающих выкупить арендуемые ими помещения, в ближайшее время значительно увеличится. И уже другие бизнесмены столкнутся с описанными выше проблемами. А дело, в конце концов, не в числе – скольким бизнесменам отказано в выкупе. Дело в принципе.

Одна рука издает законы «заботы» о бизнесе, другая затягивает удавку на его шее.

Постскриптум

В ОГУП «Имущество» просьбу ответить на некоторые вопросы по телефону, предложили направить им письменный запрос. Мол, дело серьезное, нужно взвесить каждое слово и согласовать ответ с юристами, департаментом. Понимаем. Но, с другой стороны, ОГУП уже полгода «согласовывает» свои действия по отношению к арендаторам, захотевшим выкупить помещения. В итоге предприниматели вынуждены обратиться в суд о признании незаконным отказа департаментом госимущества в выкупе помещения и о понуждении ОГУП заключить договор аренды. Но с 31 июля ОГУП предложил строптивым претендентам на выкуп «очистить» помещения. А нет претендентов – нет и необходимости исполнять закон.

Геннадий Антонцев