Ульяновскую область втянули в сомнительный конкурс
“Женщина России” – это богатство. Только чье?
Мода на конкурсы может дорого обойтись доверчивым гражданам
В День семьи в стране стартовал Всероссийский национальный конкурс “Женщина России”. Цели у него благородные – поддержка института семьи и демографических программ, повышение статуса женщины… На сайте конкурса – фото президента с супругой и намеки на покровительство первых лиц. Но за всей этой мишурой, как выяснили “Известия”, скрывается… очередной лохотрон для наивных граждан, падких до легкой наживы. При помощи бдительной читательницы мы раскрыли новый, сравнительно честный способ отъема денег федерального масштаба. Ведь на святое покусились – на наше, женское…
– Безобразие, российских женщин пытаются обмануть, – возмущалась в трубке наша читательница Екатерина. – Это ж лохотрон почище “МММ”!
Она говорила про страничку конкурса “Женщина России” в интернете (woman-russia.ru). Сайт, что и говорить, интересный. Солидный. Играет на самых уязвимых струнах женской души. Там и про материнство, и про возрождение моды на любовь, и про верность и многодетную крепкую семью… Но самое главное – приз. Не что-нибудь, а поместье в Подмосковье с участком земли в гектар. И фонд – десять миллионов рублей.
По словам читательницы, особое доверие к мероприятию у нее вызвало утверждение, что это “проект федерального масштаба, учрежденный в целях поддержки утвержденных президентом Российской Федерации основных направлений государственной семейной и в целом демографической политики страны”. Тем более что на сайте размещен портрет главы государства с супругой.
– Но когда я начала изучать условия участия в конкурсе, то поняла, что все это лишь умело состряпанная иллюзия. А сам конкурс – настоящий лохотрон. Наши женщины в опасности, – революционным призывом закончила свое повествование Екатерина.
Естественно, “Известия” не могли оставить женщин России в опасности и решили выяснить, что это за конкурс федерального значения и как он может ослабить и без того слабый пол.
Спекуляция на первых лицах
На первый взгляд сайт конкурса оставляет действительно благоприятное и солидное впечатление: “Конкурс стартует одновременно во всех 83 регионах Российской Федерации, в каждом из них будет определена своя победительница, которая представит родной регион на федеральных полуфинале и финале… Финал состоится в феврале 2010 года в зале Кремлевского Дворца в Москве. Жюри конкурса – представители государственных структур, звезды театра и кино, деятели шоу-бизнеса”. Все это щедро приправлено красивыми целями, о которых упомянула наша читательница, – повышение статуса женщины, возрождение семейных ценностей и т.п.
Для тех, кому недостаточно доказательств весомости мероприятия, существует раздел “Поддержка”, где содержится несколько писем от администраций различных регионов. А в новостях можно найти письмо из аппарата полномочного представителя президента в Северо-Западном округе.
В левом углу портрет самого президента и его супруги в разделе “Первые лица о семье”. Достаточно одного клика, чтобы узнать, что они по поводу ячейки общества думают. Ничего не скажешь – сделано талантливо. Успешно надерганные из речей президента и его супруги цитаты читаются таким образом, что у неподготовленного человека создается полная иллюзия, что первые лица конкурс горячо поддерживают. При этом впрямую об этом никоим образом не сказано, поэтому придраться сложно. Другой вопрос – насколько законно использование образа президента без его согласия? То, что он его не давал, мы узнали, обратившись в Кремль, где нам сообщили, что никакого отношения к этому конкурсу не имеют. Кто бы сомневался.
В чем подвох?
Но самое интересное начинается в разделе “Положение”. За высоким забором из красивых фраз начинает проступать меркантильный интерес. Его как ни скрывай, а все равно где-нибудь да выпрет. В конкурсе, любезно информировали нас организаторы, может принять участие любая женщина, имеющая российское гражданство и детей. Наличие проштампованного или гражданского мужа необязательно.
Дальше стандартный набор процедур для того, чтобы стать участницей: нужно заполнить анкету и прислать ее вместе с фотографией и информацией о себе. Но тут (внимание!) перед заполнением анкеты необходимо отправить SMS для получения специального номера участницы. Стоит эсэмэска 200 рублей (см. фрагмент 1).
Сумма, прямо скажем, не слишком разорительная, особенно если впереди маячит перспектива стать хозяйкой поместья. Но как оказалось, это только начало. “Женщину России” будут выбирать в пять этапов, причем два из них – “народное” SMS-голосование. С одного мобильного телефона можно голосовать неограниченное количество раз. То есть зарегистрировалась, бабонька, а потом давай наяривай, жми на кнопки и выбирай себя женщиной России. Ничего не напоминает? Правильно – телевикторины.
Как-то не совмещаются высокие цели и платное голосование. Проведение конкурсов, в том числе и в интернете, вещь частая. Многих друзья и знакомые просили проголосовать за себя. Отчего ж не помочь, если для этого достаточно зайти на сайт и кликнуть в знакомое лицо. Услуга эта тем более приятная, что не требует никаких расходов. Так почему бы и в этом случае не ограничиться таким голосованием? Ищите женщину, вечно кричат представители сильного пола, когда нужно отыскать ответ на щекотливый вопрос. Ищите, кому выгодно, настаиваем мы. А кому выгодно?
Лицо мира
В качестве организаторов конкурса выступает компания “Лица мира”, в качестве лица коей – некий Эдуард Греков. В открытом доступе информации о нем оказалось с гулькин нос (сам он вопрос о своей предыдущей деятельности хитро обошел). Приложив немало усилий, удалось найти лишь, что господин этот являлся исполнительным директором “Большой земельной компании”, которая существует и поныне. Основной вид деятельности – торговля участками земли и строительство поселков. Но, видимо, сейчас с землицы, которая сильно упала в цене, много не накопаешь. Другое дело – женщины России со своей излишней доверчивостью, мечтами о счастье, непаханое, можно сказать, поле.
Несмотря на то что ни одного телефона на сайте не указано (как нам позднее пояснили, чтобы участницы не доставали) – только электронные адреса оргкомитета и пресс-службы, – связаться с организаторами оказалось проще простого. Ответ на наш виртуальный запрос – мол, заинтересовались вашим конкурсом, хотим взять интервью у организатора – пришел быстрее, чем палец успел покинуть кнопку “отправить”. С такой же оперативностью PR-директор конкурса Тамара Козырева, которая находилась под впечатлением интереса со стороны общероссийской газеты, обещала организовать интервью с господином Грековым.
Единственное, в чем вышла заминка, это с местом встречи, которое только в фильмах изменить нельзя. Тут был настоящий детектив. Мы ожидали, когда нам укажут пункт пересечения, несколько часов. В результате решили встретиться в кафе. Конечно, странно, что не в офисе, но зато рядом с редакцией. На этом детективный антураж не закончился. Чтобы отыскать Грекова в кафе, корреспонденту “Известий” пришлось передавать особые приметы через мобильный PR-директору конкурса, а она уже соединяла с Эдуардом, сидящим за соседним столиком. В общем, полная конспирация.
Лет под сорок, приятная улыбка, элегантный мышиного цвета костюм. Он словно сошел с рекламных плакатов: “Счастье ваше, женщины”. Именно так, подумалось нам, должен выглядеть человек, страстно желающий “повысить социальный статус женщины” и “возродить моду на любовь и верность”. То есть пообещать весь мир, а потом оставить с запудренными мозгами.
Чуть ли не с порога он приступил к осуществлению своих планов на примере сотрудницы “Известий”, бросившись обволакивать фразами:
– Захотелось сделать такой проект, который может всколыхнуть Россию и достучаться до сердец женщин, потому что женщина хранительница домашнего очага.
А вот конкретные вопросы он обходил весьма ловко. Например, принципиально не захотел распространяться о том, какое конкретно поместье получит победительница и кто спонсирует мероприятие.
– Конечно, призовой фонд сформирован нашими партнерами, – загадочно стреляя глазами, произнес Эдуард. – Мы пока не афишируем наших спонсоров, мы, конечно, представим их позже и расскажем, где поместье. Но пока мы об этом не говорим. Хотим сделать такой сюрприз, чтобы было интересней. Могу только сказать, что поместье расположено в уникальном месте. Место красивейшее, в окружении леса, там находится озеро ледникового происхождения.
Сюрприз сюрпризом, но хотелось бы точно представлять, ради чего ведется борьба. Вопрос не праздный. Ведь за участие в конкурсе придется заплатить – как за регистрацию, так и за голосование. Господин Греков на это смущенно добавил, что его тоже нужно понять – расходы, в том числе на техническую поддержку. Но чуете, о каких суммах идет речь?
С каждой по две сотни – организаторам миллиарды
Как признался Эдуард, по статистике в России 33 млн женщин, которые подходят по параметрам конкурса. Но так широко они не замахиваются.
– Мы планируем, что минимум около миллиона женщин примет участие. А косвенно будет задействовано около 15 млн человек. Это голосующие, это родственники, семьи участниц, – обрисовал радужные для себя перспективы организатор.
Итак, как говорится, подобьем бабки. Самый приблизительный расчет показывает, что если миллион женщин зарегистрируются для участия в конкурсе, то организаторы только на этом этапе заработают 200 млн рублей. Напомним, что призовой фонд – 10 млн рублей. То есть прибыль 2000%! И это в кризисное время. И это еще не все. Предположим, что планы организаторов осуществятся и 15 млн человек хотя бы по разу проголосуют. Еще плюс 450 миллионов. Но, как показывает опыт телевикторин, народ у нас настырный и эсэмэсить будет до потери пульса. Да еще изведет просьбами всех окружающих. Вот и представьте себе, какие прибыли вырисовываются. Это уже даже не “жалкие” сотни миллионов рублей – десятки миллиардов.
О, простите, конечно у организаторов есть и расходы. Никто не сомневается, что призовым фондом дело не ограничится – тут и реклама (сотрудница Грекова, которая пришла с ним на интервью, уверила нас, что сейчас ведутся переговоры с одним из центральных телеканалов, да и нашу газету она пыталась заполучить в партнеры), и организация мероприятий, в том числе обещанный финал в Кремлевском Дворце. И уже упомянутая техподдержка. Учитывая, какие деньги компания хочет собрать, вероятно, в системных администраторах у них сам Билл Гейтс, не меньше.
Переборщили
Как бы ни был велик размах, но с образом президента организаторы явно погорячились. Зря они его на сайте используют в качестве приманки.
– Согласно Конституции, использование имени и образа человека можно только с его личного согласия. Причем каких-либо исключений, касающихся публичных лиц, не содержится, – поясняет юрист Светлана Соловьева. – Таким образом, на использование образа президента и его супруги должно быть получено их согласие. Охрана частной жизни распространяется в равной степени на всех граждан.
По ее словам, в гражданском законодательстве имеется исключение на использование изображения без согласия изображаемого, но данная ситуация не подпадает под вышеуказанные случаи. Проще говоря – президент тоже человек и имеет право решать, кого поддерживать, а кого нет. Кстати, Светлана Соловьева напомнила, что пару лет назад Владимир Путин, который был тогда президентом, давал личное согласие одной из газет на использование его образа в рекламе.
В полпредстве сожалеют
Не все просто оказалось и с поддержкой других госорганов. Например, письмо из аппарата полномочного представителя президента в Северо-Западном округе было отправлено, мягко говоря, второпях.
– Мы уже, честно говоря, пожалели, что подписали, – посетовал главный советник в аппарате полпреда в СЗФО Виктор Михайлов. – Сначала посмотрели – идея сама по себе хорошо выглядела. Но теперь эти люди, оказалось, трясут нашим письмом!.. В общем, идея казалась хорошей, только люди оказались… нехорошие. Мне бы не хотелось кого-то обвинять, информация пока неофициальная… В общем, нам позвонили из Управления внутренней политики администрации президента (кто бы сомневался после нашего сигнала. – “Известия”), говорят – это какие-то “мавроди”…
В Карелии подписавший письмо чиновник не нашел времени для разговора с “Известиями”, от него переправили к “сотруднице, которая занималась этим вопросом” – специалисту аппарата правительства республики Ольге Барановой. Она вначале бойко отзывалась о конкурсе, заявила, что горячо поддерживает все подобные начинания. Но потом сказала, что нужно что-то уточнить, и просила перезвонить, после чего уже совсем сухо и не очень уверенно сообщила, что готовившая вместе с ней конкурс от благотворительного фонда дама отбыла в отпуск за рубеж. Поэтому нет возможности узнать подробности.
И только в Ульяновской области (см. фрагмент 2) от конкурса никто открещиваться не стал. Министр труда и социального развития области Анатолий Васильев подтвердил готовность региона принять участие в проекте, потому что “ульяновский губернатор который год проводит работу, направленную на повышение демографии региона”. Как утверждает чиновник, областной департамент социальной защиты населения изучил пакет документов по данному конкурсу, и никакого подвоха чиновники в нем не усмотрели. Что касается платной регистрации и голосования, то Васильев об этом знает – “ничего страшного в этом не усматриваем”. Везде найдутся какие-то погрешности, оправдывает чиновник.
“Нам не по пути с этим конкурсом”
Но с юридической точки зрения подкопаться можно только к использованию образа президента без его согласия. Во всем остальном, как и в случае с телевикторинами, все сделано почти безупречно. Еще одна помарка – не указана стоимость SMS при голосовании. Что, кстати, вводит участниц в заблуждение. Мы нашли одну из них – жительницу Подмосковья Ольгу Гулинкину. Она призналась, что будет сама за себя голосовать и попросит друзей. Но, узнав от нас, что за это придется платить, Ольга засомневалась.
– Если и правда окажется, что звонки купленные, то это дискредитирует сам конкурс, – возмутилась женщина России. – Получится, что любой может прийти и проголосовать много раз, тем более что нет лимита на эсэмэс с одного телефона. Меня “Форбс” в списках самых богатых людей мира не печатает. Если окажется, что все решают деньги, то нам не по пути с этим конкурсом.
Очень рады, что хоть одну участницу удалось уберечь от дальнейших трат. Пусть потеряла 200 рублей на регистрации, зато, надеемся, вовремя остановилась. Может быть, кто-то сочтет, что не столь уж велики расходы, когда на кону поместье в Подмосковье. Никак не можем согласиться. Во-первых, для жительниц провинции (а именно на них, судя по обилию рекламы в региональных СМИ, организаторы делают ставку) даже две сотни – сумма приличная. Не говоря уж о тех деньгах, которые они и их родственники могут просадить во время голосования. При этом имея совершенно мизерный шанс – один на миллион – получить главный приз. В стране почти со 100 тысячами долларовых миллионеров. С гораздо большей вероятностью можно окольцевать состоятельного мужчину. Тут тебе и дом будет, и женское счастье.
Во-вторых, чего ради платить людям, которые под прикрытием высоких фраз о семейных ценностях имеют цель заработать? За счет чего они вообще собираются укреплять семью? За счет ежевечерних подсчетов потраченных на эсэмэски денег? Зачем, милые женщины, обогащать и без того не бедных. У вас что? Денег много лишних? Так потратьте их на приятный вечер с семьей в кино, театре, ресторане. В себя, любимую, вложите, в конце концов. Скорее так повысите свой женский статус. И счастья вам, женщины!
Анна Каледина, Александра Пономарёва, Наталья Полат (Ульяновск), Ирина Тумакова (Санкт-Петербург)
http://www.izvestia.ru/investigation/article3131307/
P.S. Комментарий Министра труда и социального развития Ульяновской области Анатолия Васильева.
Закрыть глаза на погрешности
Ульяновская область стала одним из регионов, которая поддержала конкурс «Женщины России». Министр труда и социального развития области Анатолий Васильев сообщил организаторам о готовности региона принять участие в проекте.
– Не секрет, что ульяновский губернатор Сергей Морозов который год проводит работу, направленную на повышение демографии региона. И все мы работаем в этом направлении. Для нас важная задача – возродить семейные ценности, роль материнства и отцовства. Не случайно в области был введен День отца, учреждены награды «Материнская слава», «Отцовская слава». Для того же была задумана акция «Роди патриота в День России», когда среди женщин, дети которых появились на свет 12 июня разыгрывались автомобили «УАЗ-Патриот». Именно поэтому мы стараемся участвовать во всех акциях, которые направлены на поддержку семьи, материнства. Тем более, когда проект получает одобрение верхах (как конкурс «Женщины России»).
Анатолий Александрович утверждает, что областной Департамент социальной защиты населения изучил пакет документов по данному конкурсу, и никакого подвоха чиновники в нем не усмотрели. Васильев сказал, что он в курсе запланированного организаторами конкурса смс- голосования.
– Да, знаем, что голосовать можно неограниченное количество раз с одного номера, – признался он, – но ничего страшного в этом не усматриваем. В каждом конкурсе имеются какие-то погрешности…
На погрешность с смс-ками по мнению Васильева можно закрыть глаза. Ведь главное, сама цель. Когда семьи могут принять участие в каких-то конкурсах, они по-другому начинают относиться к вопросам демографии и семейных ценностей. Правда, из зарегистрированных участниц конкурса ни одной представительницы Ульяновской области пока нет. Но не потому, что женщины не хотят в нем участвовать, а потому что региональный Департамент соцзащиты ведет отбор самых достойных кандидатур. Всвязи с этим совсем недавно в регионе проводили специальное совещание. Так что в ближайшее время кандидатуры будут представлены. И региональные чиновники смогут поставить очередную галочку в списках дел, способствующих повышению рождаемости региона.
Наталья Полат