Спустя месяц она будет грозить тюремными сроками

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не без сопротивления отдельных министерств и ведомств добилась-таки своего – принят второй антимонопольный пакет поправок в законы антикоррупционной направленности, который серьезно расширит полномочия ведомства. Существенно усилены меры воздействия на чиновников, нарушающих антимонопольное законодательство. Как отметил на специальной пресс-конференции руководитель Управления ФАС по Ульяновской области Геннадий Спирчагов, подобных фактов в нашем регионе – пруд пруди.

Поправки, которые вступят в силу с 22 августа текущего года, пришлось вносить в закон «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс. На треть изменился прежний закон о защите конкуренции.

Сейчас положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, если его доля на определенном рынке составляет более 35 процентов. В новой редакции закона такой порог снимается. Злоупотребление будет определятся по факту, а не по процентам. Иными словами, если крупная компания на рынке начинает диктовать свои условия, реально влияя на ценовую политику, и все остальные вынуждены под нее подстраиваться, то действия такой компании ФАС могут быть расценены как нарушающие антимонопольное законодательство. В поправках есть уточнение понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара.

Ужесточая контроль за крупными участниками рынка, новый закон облегчает жизнь малому и среднему бизнесу. Если раньше под антимонопольный контроль подпадали сделки на сумму от трех миллиардов рублей, то сейчас порог поднят до семи миллиардов рублей. Применительно к Ульяновской области это означает, что ФАС фактически отстраняется от этой сферы контроля.

Поправки в Уголовный кодекс предусматривают реальные сроки за антиконкурентные действия. До этого за ценовые сговоры, злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок и т.д.) можно было схлопотать оборотный штраф. Теперь нарушителям «светит» тюрьма. Кстати размер оборотных штрафов из-за того, что субъекты, нарушающие закон, не получали выручку, вычислить бывает непросто. Поэтому был установлен минимальный размер ответственности в 100 тысяч рублей.

Нововведения обещают значительно усложнить жизнь чиновников, пренебрегающих антимонопольным законодательством. Поправки прежде всего направлены против тех, кто с выгодой для себя оказывает различные преференции тем или иным близким компаниям по снижению арендных ставок, предоставлению государственных субсидий и т.д. Впервые введено понятие «дисквалификация» чиновника. Если чиновник в течение трех лет трижды будет пойман на злоупотреблениях, он имеет все шансы расстаться с креслом.

Огромную коррупциогенность обрела сфера госзакупок и аукционов. По словам Геннадия Спирчагова, в ходе торгов, проходящих в регионе, замечено множество признаков сговора или шантажа. Как зачастую происходит? На конкурс заявляется несколько участников/но перед самым его началом часть из них отказывается от победы, предлагая реальному кандидату раздать толику конкурсных денег им в качестве отступных. В ходе самого конкурса фиктивные участники отмалчиваются, и победителем на первом же шаге аукциона становится тот, кто согласился платить. О таких фактах становится известно работающим при торгах общественно-консультативных советам, но повлиять на ситуацию они не в силах.

С другой стороны, отметил Спирчагов, закон об аукционах позволяет экономить немалые бюджетные средства (по итогам первого полугодия 2009 года удалось сохранить в бюджете более 250 миллионов рублей). «Закон работает, однако нужно отлаживать механизм контроля за его исполнением. Большим шагом в этом направлении станет еще одно новшество – введение в практику электронных торгов, на первом этапе которых все участники зашифрованы под кодами», – отметил руководитель регионального управления ФАС.

Особое внимание с вступлением в силу поправок ФАС будет уделять фактам проведения фиктивных торгов. Зачастую все работы уже проведены, а конкурс среди исполнителей только объявляется. «Особенно часто этим грешат, – уточнил Спирчагов, – власти Ульяновска. Так было с беседкой Гончарова, потом – с цветочными часами. Чиновники мотивируют нарушения закона необходимостью подоспеть к определенной дате. Это не может быть оправданием, и коль теперь такие действия наказываются уголовно, мы будет самым активным образом этот механизм использовать».

Вадим ПИЛЮКОВ