Самолетостроительный завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) приступил к изготовлению первого серийного самолета Ту-204СМ, сообщила пресс-секретарь регионального министерства промышленности и транспорта Юлия Маркина.
Среднемагистральный самолет Ту-204СМ является новейшей модификацией серийно производимого на ульяновском авиазаводе сертифицированного самолета Ту-204, который был разработан в конце 80−х годов КБ Туполева для замены среднемагистральных лайнеров Ту-154. Согласно концепции долгосрочного экономического развития России до 2020 года, утвержденной федеральным правительство осенью прошлого года, Ту-204СМ, наравне с региональным пассажирским самолетом SSJ-100, является приоритетным отечественным авиастроительным проектом.
По словам президента компании «Туполев» Игоря Шевчука, ТУ-204СМ отличают от своего прототипа современное бортовое оборудование, вспомогательная силовая установка, новый комплекс авионики, новые материалы и композиты, модернизированная кабина, шасси, двигатель. В новой машине будут созданы более комфортные условия как для пилотов, так и для пассажиров в салоне. Пассажирский салон оснащается современной системой регулирования давления в салоне, кондиционирования воздуха. По пожеланию заказчика, на самолет можно установить дополнительные опции — спутниковую высокоскоростную систему передачи данных (широкополосный интернет) и GSM-телефонию (для пользования мобильной связью в полете).
При этом авторы проекта утверждают, что Ту-204 СМ будет дешевле западных аналогов на 15−20%, не уступая им по эксплуатационным и потребительским характеристикам. В начале июля ОАК и лизинговая компания «Ильюшин Финанс » (ИФК) подписали стартовый договор о поставке пяти среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-204СМ ; для авиакомпании Iran Air Tour. По словам г-жи Маркиной, контракт на поставку еще 15 машин в лизинг в августе этого года на «МАКСе-2009» будет заключен с авиакомпанией правительства Москвы «Атлант-Союз» (предконтрактное соглашение с ней на эту тему уже было заключено на авиакосмическом салоне в Ле Бурже).
Поставку первых серийных самолетов Ту-204СМ планируется начать в 2011 году. «В начале 2010 года должны начаться сертификационные испытания первого Ту-204СМ. Позже будет построен второй и третий самолеты, которые также планируется задействовать в сертификационных испытаниях. Таким образом, с 2011 года мы начнем поставки серийных машин заказчикам – отметил журналистам заместитель генерального директора ИФК Юрий Островский. По его словам, на эти самолеты будут установлены двигатели ПС-90А2 разработки пермского «Авиадвигателя», которые имеют более высокие характеристики по ресурсу и надежности ( в частности, они имеют европейские сертификаты по шумности и выхлопам). «На сегодняшний день практически все поставщики изделий и комплектующих готовы к началу производства, контракты с ними заключены. Если «Туполев» вовремя выпустит конструкторскую документацию, то Ульяновский авиазавод построит самолеты в указанные сроки», — сказал Юрий Островский.
По мере развития проекта ежегодно в Ульяновске предполагается строить 12−15 среднемагистральных авиалайнеров. Еще 6−8 – на Казанском авиапредприятии, которое сейчас тоже входит в ОАК. По словам главы авиастроительной корпорации Алексея Федорова, Ту-204СМ будет выпускаться вплоть до появления на рынке самолета нового поколения МС-21, более эффективного по топливной экономичности. С появлением Ту-204СМ предполагается свернуть производство лайнеров Ту-214 в Казани. «Параллельно две модели на одной базовой платформе мы делать не будем», — подчеркивал г-н Федоров еще в прошлом году, на авиасалоне «Фарнборо-2008».
Таким образом , появление на рынке глубоко модифицированного Ту-204 позволит этой модели продержаться в небе еще лет 10−15. Правда, только в том случае, если пермский моторостроительный комплекс окажется способным выпускать достаточное количество двигателей. Иначе «Туполеву» придется вновь возвращаться к идее ставить на Ту-204 СМ мотор V2500, выпускаемый канадско-британско-японско-германским консорциумом IAE в составе компаний Pratt & Whitney, Rolls–Royce, Japanese Aero Engines Corporation и MTU Aero Engines или двигатель CFM56, который совместно выпускают американская корпорация General Electric и французская Snecma.
Комментарий эксперта
Нина Гладкова
аналитик ИК «Финам»
Для ОАК запуск серийного производства ТУ-204СМ важен по ряду причин. Во-первых, это позволит расширить линейку предлагаемых отечественным авиакомпаниям современных самолетов российской сборки, способных по качеству сборки и другим характеристикам конкурировать с иностранными аналогами. Во-вторых, стоимость ТУ-204СМ окажется существенно ниже среднемагистральных самолетов зарубежных производителей, и их закупка позволит не только поддержать авиапром, но и отечественные авиакомпании. В-третьих, запуск в серию ТУ-204СМ важен для ОАК как имиджевый момент, свидетельствующий об эффективности деятельности госкорпорации в вопросе развития отечественной авиационной отрасли. По нашим оценкам, ТУ-204СМ является вполне конкурентоспособной моделью среднемагистрального самолета, причем не только по цене, но и по техническому оснащению и качеству сборки. Мы полагаем, что последнему параметру ОАК будет стремиться уделять ключевое внимание.
Мы полагаем, что у государства найдутся деньги и на ТУ-204СМ, и на «Сухой-Суперджет». В определенной степени, финансируя указанные проекты, государство демонстрирует свою приверженность в вопросе поддержке развития отрасли даже в условиях кризиса. Так почему же тогда, если поддержку получают все остальные сектора, не найдутся средства на развитие авиаотрасли? Тем более, что развитие двух проектов позволит повысить долю отечественной техники на внутренних авиалиниях, вытеснив таким образом самолеты импортных производителей.