Коррепондент «КП» понаблюдала, как часто смотрят на дорогу те, кто сидят за «баранкой» в маршрутках.

Татьяна НИКИФОРОВА

Череда аварий пронеслась по стране за последние две недели. Среди пострадавших есть и пассажиры автобусов. Водитель одного из них разговаривал по телефону, вместо того, чтобы следить за дорогой, в результате несколько человек погибли. Вот и решила я проверить, чем заняты водители наших маршруток.

Меломаны

Для чистоты эксперимента решила на несколько дней отказаться от общества мужа и мягкого сиденья его железной «ласточки», а пересела на общественный транспорт.

Конечно, этой весной сотрудники ГИБДД уже проверяли наши маршрутки и сумели найти даже водителя, принимавшего наркотик, но это вовсе не означает, что мои старания окажутся непродуктивными.

Итак, тайное наблюдение за водителями я беспристрастно вела почти неделю. Дабы оказываться всегда в центре событий, садилась рядом с «шефом». Выяснилось, что сделать это легко, так как после увеличения штрафов за непристегнутый ремень безопасности, пассажирам также приходится им пользоваться. А желающих делать это мало. В результате ежедневных поездок я мысленно сумела разделить всех водителей на небольшие группы.

Итак, основная масса – те, кто потратил немало денег на установку сабвуферов в салон и всячески пытается это продемонстрировать.

Оживленный перекресток напротив Дома техники. Сижу рядом с водителем маршрутки № 22. Через считанные секунды загорится зеленый свет, и мы двинемся в сторону моста. Водитель давит на педаль газа и резко меняет полосы со средней на крайнюю левую. А тем временем сзади хозяин иномарки, не ожидавший такой наглости, тщетно пытается привлечь к себе внимание громкими гудками. Столкновения удалось избежать чудом – владельцу заморской машины стало жаль ее, и он отступил. Однако чувство вины или испуга нашего «шефа» так и не настигло.

– Че, пропустить не можешь?! – крикнул он недовольно в окно, но громкость динамиков так и не убавил.

В результате, пока мчали по мосту, все пассажиры терпеливо ждали, когда переправа останется позади и в салоне воцарится тишина. А зря. Басы гремели до тех пор, пока уже в Новом городе крупных габаритов мужчина не рявкнул на водителя, в очередной раз не услышавшего просьбу остановить.

Раз мобила, два мобила, месседжи, месседжи…

В один из дней выдалась долгая поездка из северной части города – от конечной остановки трамвая № 2 до улицы Гончарова добиралась больше 40 минут! И дело вовсе не в пробках или аварии, а в водителе маршрутки. Дорвались ульяновцы до сотовых телефонов и обнимаются с ними сутки напролет. Вот и водители маршруток теперь всегда на связи.

– Да, Михалыч! Там ГИБДД, осторожно!..

– Нет, Михалыч, в салоне народа мало.

Со временем пришлось привыкнуть к тому, что «шефы» буквально приросли к мобильникам. Некоторые прячут телефон, когда проезжают мимо поста, но это редко. Обычно водители, видимо, устав от постоянного отсутствия общения, либо пристают с разговорами к пассажирам, либо беседуют по сотовому, поглядывая одним глазом на дорогу и прислушиваясь одним ухом к происходящему в салоне.

Однако на этот раз я наблюдала удивительную картину! Водитель просто писал сообщения! Все время, практически не отрываясь от телефона. За него следить за дорогой пришлось мне. «А вдруг трамвай? А вдруг машина?» – думала я и мысленно была готова в любую минуту вцепиться за руль, чтобы избежать столкновения. К счастью, отделалась легким испугом. Но, подъезжая к ЦУМу, не выдержала и решила пристать к водителю с простым вопросом.

– А вы так и будете в телефон смотреть? Может, на дорогу взглянете хоть раз? Вдруг там машины ездят?!

– Не нравится? Выходи, – спокойно сказал водитель.

А так как до места назначения я уже добралась, то спорить не стала.

Стой, автолюбитель!

– Вчера с таким странным водителем ехала. Сначала он не мог вспомнить, сколько стоит проезд, а потом и вовсе стал у нас интересоваться, куда же ему дальше двигаться по маршруту, – пожаловалась мне вчера подруга.

Вздохнув, я подумала, что такие специалисты мне, к счастью, не попадались. Правда, за дни моих наблюдений я могла оказаться в эпицентре ДТП как минимум три раза.

Конечно, немало тех, кто уверенно держится за «баранку», следит за происходящим на дороге, но и это не дает гарантии, что удастся избежать аварии.

Перекресток улиц Минаева и 12 Сентября, светофор. Я сижу в маршрутке № 2. Перед нами стоит старенькая белая «Волга». Ждем. Красный свет заморгал и сменился зеленым. Тем временем дорогу решила перейти бабушка и не потрудилась дойти до пешеходного перехода. Водитель «Волги» решил ее пропустить и остановился, едва успев тронуться. Однако старушка оказалась сознательной и отступила, вернулась на тротуар и махнула рукой, мол, езжайте, а я подожду. Но автомобиль впереди застыл. «Шеф» рядом со мной начал сигналить. Еще бы – ведь время идет, да и светофор горит не вечно. «Волга» стоит, как вкопанная. Вновь последовали гудки. Бабушка, испугавшись, и вовсе спряталась за остановку. Через минуту машина, казалось, поехала, а потом резко остановилась. Наш водитель едва успел притормозить! Возмущению пассажиров не было предела. Автолюбитель на «Волге» хотел таким образом отомстить, и его совсем не интересовало, что в салоне «ГАЗели» находятся пассажиры.

Конечно, водителям, сложно рано вставать, целый день быть внимательным и сосредоточенным, проводить почти все сутки, сидя на одном месте. Да и ответственность очень большая – отвечать нужно за себя, пассажиров, пешеходов и других водителей. Наверное, достаточно быть просто взаимовежливыми. Хотя именно это ульяновцам дается очень сложно, ведь мы даже в маршрутку цивилизованно сесть не можем – выбиваем себе места в прямом смысле этого слова.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Пытаются сохранить жизнь людей на дорогах региона

Сейчас в нашем регионе снизилось количество аварий на дорогах, по крайней мере, об этом говорит статистика. Но, несмотря на это, цифры все равно огромные – за прошедшие месяцы уже погибло почти сто человек.

Для того чтобы навести порядок на дорогах, решили увеличить штрафы за нарушение ПДД. Это относится не только к водителям, но и к пешеходам. Кроме того, сотрудники ГИБДД вновь будут следить за тем, чтобы детей до 12 лет перевозили в специальных креслах, при этом располагаться они могут даже на переднем сиденье.

Впрочем, нередко аварии происходят не по вине водителей, а из-за неблагоприятных дорожных условий. На сегодняшний день дорожные дыры в регионе подлатали чем смогли, но этих стараний хватит лишь до весны.

Планируется усилить контроль за общественным транспортом. Водить автобусы и маршрутки будут теперь те, кто пройдет конкурсный отбор. Важную роль здесь сыграет отсутствие участия в ДТП.