54-ЛЕТНИЙ ЖИТЕЛЬ РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА СУРСКОЕ С ПОМОЩЬЮ ОБЫЧНОГО РАДИОПРИЁМНИКА УСЛЫШАЛ ТЕЛЕФОННЫЕ РАЗГОВОРЫ СОСЕДОК, В КОТОРЫХ ТЕ НЕЛЕСТНО ВЫСКАЗЫВАЛИСЬ О НЁМ И ЕГО СЕМЬЕ. ПРОСЛУШИВАЯ ЭТИ ПЕРЕГОВОРЫ, МУЖЧИНА ЗАПИСАЛ ОДИН ИЗ НИХ НА АУДИОКАССЕТУ, А ЗАТЕМ, ВЫСТАВИВ АУДИОКОЛОНКИ В ОКНО, ГРОМКО ВОСПРОИЗВЁЛ ЗАПИСЬ, ЧТОБЫ ЕЁ УСЛЫШАЛИ ВСЕ СОСЕДИ. ЭТИМ ОН СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ГРУБО НАРУШИВ ТАЙНУ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, – ОНИ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, – ЗА ЧТО ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД СУДОМ…

Сельчане сразу же окрестили нарушителя «шпионом», а его деяние, естественно, назвали шпионажем. Тайна телефонных переговоров охраняется в нашей стране статьёй 138 УК, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тыс. руб. Об этом, похоже, хорошо знала одна из «героинь» радиорепортажа, полгода описывавшая в красках соседке семью Алексея Битюцкого – бывшего моряка, поселившегося в Сурском шесть лет назад, – поэтому обратилась, как потерпевшая, в органы следственного комитета. По её заявлению была проведена проверка и возбуждено уголовное дело по части 1 вышеназванной статьи. Приговор суда был лаконичен и строг: выплатить десять тысяч рублей штрафа. И Раиса Баталина, и Тамара Земскова остались довольны таким решением суда, хотя первая согласилась пообщаться с журналистами только по столь любимому ей средству связи – телефону. «Я -инвалид, я – ветеран труда, – возмущаясь, сообщила она, – я имею государственную награду, и какой-то жлоб (именно так выразилась потерпевшая) меня будет слушать. Извините меня, хватит надо мной издеваться.» Странная женская логика, – обиженная за что-то на нового семейного жильца одинокая дама трепала его личную жизнь, как шкуру на базаре, а теперь его попытки спасти от нападок сплетниц своё доброе имя представляет издевательством над собой. Её покой и репутацию у входа в дом охраняет злой цепной пёс. При этом пенсионерка будто бы забыла, что у Алексея тоже есть частная жизнь, и никакие инвалидность и ветеранство не дают права бесцеремонно вторгаться в неё. А вторая участница пересудов и вовсе отгородилась от внешнего мира большим висячим замком и теперь прячет от людей глаза, – видимо, осознаёт и свою вину в случившемся.

– Я никогда в жизни такого не слышал, чтобы обо мне говорили, – посетовал осуждённый. – Минут 15 я послушал и записал, чтобы жена послушала, что мы плохие, грязнули, дебилы. Пенсионер уверял, что соседка не ограничивались телефонными разговорами, а даже заглядывала к нему в окна и оскорбляла его с женой. Может, одинокая женщина имела на мужчину какие-то виды, а он посчитал, что соседка постоянно лезет в его личную жизнь. И это действительно так. Вероятно, чтобы поставить её на место, Алексей и решил действовать. Битюцкий пояснил, что специально не искал на волнах радиоприёмника, подаренного ему женой на 50-летие, переговоров соседок, а случайно услышал их на коротких волнах. Поэтому не исключено, что разговоры могли запеленговать и другие радиослушатели, просто покрутив ручку приёмника.

И он был на правильном пути, но его подвела собственная тактика. Записав переговоры в качестве доказательств, он должен был не обнародовать их, а обратиться с ними, как это сделала вездесущая Раиса Баталина. в тот же следственный комитет, который привлёк бы её с подругой по статье, предшествующей той, по которой он был осуждён, -137 УК «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия). Санкция части 1 этой статьи предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или исправительные работы сроком до одного года, или даже арест до 4-ёх месяцев.

Нарушать тайну телефонных переговоров, за что Битюцкий и понёс наказание, преступно. Но точно также преступно вторгаться в чужую жизнь, и за это также необходимо привлекать виновных к ответственности по закону. Теперь Алексей собирается обвинить в суде соседок в клевете. К этому обвинению он может присовокупить и публичное оскорбление, ведь то самое слово «жлоб» в его адрес прозвучало из уст потерпевшей в репортаже одного из самых мощных СМИ России и зарубежья – как ближнего, так и дальнего.