Сегодня у нас в гостях очередной представитель топ-двадцатки преподавателей Ульяновского госуниверситета, доктор социологических наук, заведующая кафедрой рекламы Елена Омельченко.

Ее научная деятельность непосредственно связана с молодым поколением, которое она знает лучше, чем кто-либо другой, по крайней мере в этом городе. Так получилось, что это интервью посвящено скорее объекту исследования, нежели самому исследователю.

— Начало вашей научной карьеры приходится на конец 80-х – начало 90-х. Тогда произошел такой пассионарный всплеск в молодежной среде, люди стремились изменить мир, сломать существующий порядок вещей ради нового, лучшего. Об этом пели, например, те же рок-музыканты. Есть ли подобные запасы энергии, стремления к переменам и желание эти стремления воплощать у современной молодежи?

— У какой-то части есть восприятие себя в качестве ответственных за то, что происходит. Среди таких молодежных движений я бы назвала экологов, «D.I.Y» (англ. «do it yourself» — «сделай сам». — Прим.Н.Г.) — культура, предполагающая развитие разных форм самовоспроизводства. Это добровольцы, помогающие нищим, обездоленным, инвалидам. Среди карьерно ориентированной части молодежи тоже есть люди, думающие о будущем России, может быть, в других терминах, иначе. Но если первых больше заботит моральная, духовная сторона, то вторых – экономический прогресс. Они хотят избавиться от ресурсного проклятия, лежащего на стране, которая должна стать создающей, а не только поставляющей.

На мой взгляд, точкой роста должна быть культура. Особенно это актуально в период кризиса. Во все времена, когда становилось плохо жить, появлялись какие-то гуру, интеллектуалы, становившиеся душой поколения – Окуджава, Высоцкий, Гребенщиков, Цой, которые несли какую-то идею.

Сейчас в сфере молодежной культуры идет засилье мэйнстрима, поддерживаемого взрослыми. Это попса, бесконечные «мыльные оперы» достаточно низкого качества как с точки зрения исполнения, так и с точки зрения замысла. Это реальная опасность, которая грозит не детям даже, а взрослым, поскольку культурную политику в стране осуществляет вовсе не молодежь. В этом смысле мне всегда удивительно, когда взывают к морали и нравственности молодежи, предполагая, что именно она представляет собой угрозу для будущего России. На мой взгляд, большая угроза нашей стране состоит в сознательном «опопсовлении» культуры.

Должны появиться духовные лидеры, готовые противостоять этому. Пока героев у современной молодежи нет. Пытались эту проблему решить за счет героев прошлого – я думаю, что это тоже не выход. Чтобы молодежь социализировалась, позитивно относилась к тому, что происходит сейчас, должны быть культурные герои настоящего. Но ими не могут стать попсовые звезды, всякие «селебритис» из «Дома-2» – это не правда, это туфта полная! А вот появятся ли истинные герои? Я думаю, что должны, и кризис сыграет в этом положительную роль.

— Давайте поговорим о другой сфере вашей деятельности – о рекламе. Для вас реклама – это…

— Реклама – это очень интересный современный феномен. В частности, социальная реклама, на которую ориентирован наш фестиваль «Виноградарь». Она очень близка социологии. Когда мы вбрасываем в общество призыв реагировать на социальные проблемы, то часть молодежи оказывается подверженной конъюнктурным влияниям, начинает создавать свои рекламные произведения на те темы, которые нам диктует власть – демографическая политика и так далее. А есть часть молодежи, которая не является подверженной политическому давлению, она начинает рассказывать о том, что на самом деле ее волнует: насилие над детьми в семье, насилие над женщинами, отсутствие реального трудоустройства, чистота города. Это становится лакмусовой бумажкой, по которой можно проверить, какими проблемами реально озабочена молодежь.

Кроме этого, реклама – одна из самых ярких и высокотехнологичных форм современного искусства. Здесь очень большой простор для реализации профессиональных, творческих амбиций. Другое дело, что есть два вида рекламы. Первый – тот, которому мы учим, ориентируясь на лучшие образцы. Но наше российское рекламное производство дает другие примеры. По большей части это упрощенный, стереотипизированный взгляд на мир, очень банальный и часто пошлый. Когда наши выпускники выходят в жизнь, они сталкиваются с тем, что написание рекламных объявлений не требует от них такого профессионализма, который мы прививали. Я думаю, что это период временный, все развитые капиталистические страны его прошли. Как только мы перестанем быть ресурсной и станем производящей страной, появится конкуренция, а вслед за ней – большие бюджеты и серьезные рекламные заказы. То есть реклама – это еще и лакмусовая бумажка политического и экономического состояния нашего государства.

— Каким должен быть хороший создатель рекламы? Что он должен знать и уметь, какими качествами должен обладать?

— Настоящий профессионал должен быть прежде всего интеллигентным человеком, как бы общо это ни звучало. Что я вкладываю в это понятие? Это человек с хорошим вкусом, способный отличить банальное от чего-то особенного, человек, у которого есть развитое чувство юмора, воспитание и эрудиция. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что к развитию последнего качества студенты относятся не так положительно, как, скажем, к практическим навыкам создания рекламы. Дело в том, что если нет интуиции, нет воображения, если нет юмора, то нормальную рекламу сделать невозможно. У тебя должно быть чутье современности, чутье жизни, чутье игры ума. Понятно, что не все станут профессионалами. Но если к этому стремиться, то вместе с приобретением профессиональных навыков нужно много читать, много смотреть, много путешествовать, быть любознательным, интересоваться происходящим вокруг, быть социологом, психологом. Очень хорошо, если у человека есть способности, скажем, к рисованию. Тем не менее, это не главное. Самый значимый навык в рекламе – это умение найти идею, умение найти нестандартный ход, схватить такую «конфетку», которая потом превращается в маленький шедевр.

— В каком обществе вы хотели бы жить?

— В нашем. Жить в другой стране я не хочу. Это не поза, просто мне там будет неинтересно. Конечно, есть вещи, которые меня здесь не устраивают. Например, здравоохранение. К сожалению, лично пришлось столкнуться со многими проблемами в этой сфере. Могу сказать, что больше нигде так плохо не заботятся о больных, как у нас в России. Что еще? Неразвитые гражданские чувства. Это не вина людей, а беда. Советская идеология внедряла в наше сознание убеждение, что все наше, все общее, а значит, ничье. Скорее всего, это результат отсутствия уже на государственном уровне реальной этики – не политизированной, не религиозной, а той, которая продвигалась бы через гражданские инициативы. В любой развитой капиталистической стране это существует. Не потому, что они там лучше – они прагматичнее и уже давно поняли, что гражданское общество – это реальная основа для выживания, в том числе в ситуации кризиса. Но гражданское общество не организуется сверху политическим решением. Оно организуется программами, фондами, финансовой поддержкой. Этого у нас нет! А не будет гражданского общества, не будет самоорганизации (союзов жильцов, собраний матерей-одиночек, отцов и так далее) – не будет ни чистоты на улицах, ни всего остального. Потому что люди будут относиться к городу, к стране, где они живут, как к чужой.

— Верите ли вы в то, что ваша деятельность, в частности в сфере социальной рекламы, сможет изменить ситуацию?

— Да, поскольку все начинается в головах. В этом смысле марксизм-ленинизм и вообще материализм в основе своей ошибочны, поскольку сначала было все-таки слово, идея, а не материя, бытие, как она учили. «Слово» в данном случае – это не обязательно религиозное понятие, другое дело, что любая большая религия использует эту истину. Поэтому продвижение высоких и чистых идей, вовлечение людей в социальную деятельность — это реальный путь, ведущий к преобразованию общества.

Елена Леонидовна Омельченко, доктор социологических наук, заведующая кафедрой рекламы УлГУ, директор научно-исследовательского центра «Регион». Окончила философский факультет МГУ, там же защитила кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию, посвященную современным российским молодежным практикам, защитила в Институте социологии РАН.

В Ульяновске Омельченко начинала преподавать в пединституте, затем перешла в УлГУ, где работает вот уже 20 лет. Научная деятельность связана прежде всего с НИЦ «Регион», которому на следующий год исполнится 15 лет. На счету «Региона» более 80 исследований разного уровня — от университетских заказов до общероссийских и международных.

— Мы продвигаем новую, не совсем привычную, особенно для советского социологического прошлого, идею изучения молодежи. Принципиально отказываемся от восприятия молодежи как социальной проблемы. Пытаемся понять и увидеть новые тенденции, новые направления, новые культурные стратегии в жизни молодежи — и спокойно, без паники, их исследовать. Обязательным принципом нашего подхода является признание разности молодежи. Сейчас мы приступили к новому серьезному проекту: хотим понять, как молодежь России и Европы реагирует на экономический кризис, — рассказывает Елена Леонидовна.

Вот уже несколько лет она возглавляет оргкомитет фестиваля социальной рекламы «Виноградарь», в прошлом году получивший статус международного.

Практически с самого начала научной карьеры Елена Омельченко увлеклась молодежной темой. В сфере ее научных интересов — субкультурная активность современной российской и европейской молодежи, гендерные аспекты молодежных практик, молодежная сексуальность и не только. Елена Леонидовна считает, что ее научная карьера только начинается и самое интересное – впереди.