Заброшенный, заросший травой и кустами, заваленный мусором парк Дружбы народов СССР на волжском косогоре в центре Ульяновска продолжает жить. Посаженные десятилетия назад дубы, ели, березы, казацкий можжевельник, южные тонколистные деревья, пушистые хвойники стали взрослыми и создали новый парковый ландшафт, будто заменили растащенные и разрушенные скульптуры. Хотя остатки архитектурных форм, сделанных художниками советского государства, иногда возникают перед глазами ульяновцев, гуляющих по извилистым дорожкам парка. Выточенные из дерева, похожие на языческих идолов столбы литовских авторов, стена Азербайджана с профилями людей, бетонная казахская юрта в густых зарослях…

Впервые о благоустройстве волжского склона в Ульяновске начали говорить перед 300-летием Симбирска-Ульяновска в конце 40-х годов 20 века. Раньше на этом месте пышно цвели яблоневые сады, но в суровую зиму 1941-42 года они вымерзли, и деревья срубили на дрова.

Идея парка развилась в начале 60-х – приближался 100-летний юбилей Ленина. В июне 1966 года было принято решение о создании парка Союзных республик. Главный архитектор города Александр Бросман утвердил документ, в котором, в частности, говорится: “Посредством скульптуры, монументальной живописи, устройства водных партеров, фонтанов, зеленых красочных пейзажей должен быть создан высокохудожественный облик парка”. Изначально планировалось, что парк будет простираться до Дворца пионеров на улице Минаева. Но всем идеям и планам не суждено было осуществиться, хотя и то, что все же было сделано, поражает. Лучшие скульпторы, архитекторы, художники, садовники из 15 советских республик на 36 гектарах ульяновского парка воплотили свои творческие замыслы, стараясь передать колорит таких разных по характеру и темпераменту народов. Тысячи горожан трудились на субботниках.

Первые творческие делегации приехали в Ульяновск в августе 1969 года, и если отсчитывать рождение парка от этой даты, то в августе 2009 года парку Дружбы народов исполняется 40 лет. По несколько эскизных проектов привезли Узбекистан и Киргизия. В это же время бульдозерами начали выравнивать самую верхнюю часть парка, которую затем задернили и высадили на ней кусты барбариса в виде слова “Ленин”.

Весной 1970 года комиссия уже принимала первую очередь парка – верхний партер с 15-ю прямоугольными участками. Республики следовали одна за другой в той же последовательности, в какой на гербе СССР идут надписи “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” на языках этих республик. Растительная схема была разработана таким образом, чтобы ранние цветы сменялись более поздними и “цветочный ковер страны играл красками до самой осени”. К этому же времени установили и значительную часть скульптур, в том числе, знаменитого белорусского зубра. Узбекская республика сделала гигантскую хлопковую коробочку, Киргизия – цветочный газон в стиле национального орнамента, туркмены на свой участок привезли песок из трех каракумских пустынь, поставили большой черный камень и посадили горные тюльпаны. Россия высадила березы и ели, а под ними полевые цветы. 22 июня 1970 года в парке установили круглосуточный милицейский пост.

По замыслу архитекторов парк был разбит на две части: в верхней надпись “Ленин” и прямоугольные участки, в нижней – сады республик. Эти сады начали застраивать в 1972 году, а завершили через пять лет.

Первый участок нижнего сада открыла 12 августа 1974 года Узбекская ССР. Высокая легкая узбекская беседка с крышей-тюбетейкой на резных деревянных колоннах стала самой изящной постройкой в нижнем парке и по популярности соревновалась с белорусским зубром. Ее высота была более 9 метров. На украшение беседки пошли бронза, медь, гранит и превосходный узбекский мрамор. Тонкую резьбу на колоннах выполнил знаменитый художник Уста Хайдаров из Коканда и его ученики. Колонны состояли из гранитного низа, металлической чаши и поднимающегося над ними орехового столба. Сегодня об узбекской площадке напоминают гранитные основания и колодец в форме звезды.

Сад Казахстана украсила скульптура девушки с цветком в руке и белая бетонная юрта, отделанная изнутри медным орнаментом. Сегодня юрта, судя по нарисованным знакам на стенах, используется какой-то сектой, а бедную казахскую девушку разукрасили на свой вкус и цвет паркуристы.

Киргизская ССР сделала акцент на сочетании камня и воды – на ее территории были живописно расставлены глыбы красного гранита, сохранившиеся до наших дней, а рядом сооружен двухуровневый бассейн с мостком и искусственным водопадом.

Республики, соревнуясь в парковом искусстве, в то же время не старались перекричать друг друга. Участки гармонично соединялись в одно целое. Молдавия соорудила бетонные кружева, имитирующие виноградную гроздь. По эстонской территории “бежали” бронзовые олени. Литовские мастера подарили нам таинственные дубовые вытянутые фигуры с барельефами. Армения воздвигла четырехгранный столб из красно-коричневого камня с орнаментами.

Тбилисский скульптор Джемал Джапаридзе показал Грузинскую ССР на большом панно длиной 10 и высотой три метра. С одной стороны он изобразил лицо матери-Грузии и десять миниатюр из народной жизни. На оборотной стороне горельефа – 16 фигур, символизирующих исконные занятия жителей республики: выращивание чая, виноградарство, животноводство.

Начиная с 1991 года, когда СССР прекратил свое существование, уникальный парк начал приходить в упадок. Бывшие союзные республики отказались выделять средства на содержание площадок, милицейские посты убрали, и охотники за металлом растащили скульптуры.

На днях фирма ООО “Ленинские горки”, арендующая парк, вырубила деревья вокруг грузинского панно, а затем с помощью техники сняла с опор произведение искусства и поставила прямо на землю, часть рельефа отломилась. Ранее эта же фирма вырубила деревья в южной части парка для горнолыжной трассы.

При этом городские власти и представители “Ленинских горок” утверждают, что с парком все в порядке, просто чуть-чуть передвинули панно, чтобы не мешало, а сторонники строительства лыжной трассы в интернете доказывают, что жизнь идет вперед, надо сносить парк, где все равно один мусор, и строить спортивный объект.

Вспоминаю, как мы недавно ругали большевиков, за то, что они сносили старое и строили новое. Вроде бы мы должны были сделать горькие выводы. СССР, 20 век – это такая же история, как позапрошлый век. В нашем городе осталось несколько мест, хранящие память о 20 веке. Восстановить былую красоту парка можно со временем, а сейчас бы законсервировать то, что осталось, ухаживать за насаждениями, косить траву, убирать мусор. Ведь деревья, посаженные 40 лет назад, – это тоже памятник, живой,зеленый.

(При написании поста использованы материалы, предоставленные арихивистом Антоном Шабалкиным)