Локомотивному депо Ульяновск – 110 лет.

Это солидный временной отрезок, дающий возможность говорить о богатой событиями истории одного из крупнейших локомотивных депо на сети железных дорог.

История создания локомотивного депо (ранее паровозное депо Симбирск) началась в 1899 году и была связана с прибытием в Симбирск в январе этого года первого паровоза серии ЧН. Локомотив доставили на барже по Волге, а затем с помощью лошадей затащили по временной железнодорожной ветке на Волжский косогор. Первоначально депо представляло собой каменное знание на три стойла и деревянный сарай на два стойла, где при свете керосиновых ламп ремонтировались не только паровозы, но и вплоть до 1935 года весь вагонный парк. Паровозный парк состоял из маломощных паровозов серии ЧН. История не сохранила имя первого начальника локомотивного депо, осталась лишь фамилия – Дитц.

В начале двадцатого века в депо сложился сплоченный рабочий коллектив. Симбирские железнодорожники принимали активное участие во всеобщей стачке 1905 года и в забастовках в декабре 1905 года в поддержку декабрьского восстания. На митингах выступали ораторы от социал-демократов, эсеров и других левых партий. С 1902 по 1914 год строилась Волго-Бугульминская железная дорога. В это время в связи с увеличением объема перевозок потребовались более мощные паровозы на угольном топливе. Такие паровозы серии «С» типа 1-3-1 впервые были построены на Сормовском заводе. До 1918 года было выпущено 900 паровозов, в паровозном депо Ульяновск на них работали до 1954 года.

Весной-летом 1918 года Симбирск оказался на линии восточного фронта – главного фронта молодой Советской республики. В помощь воинам знаменитой «Железной дивизии» с Украины прибыл бронепоезд. Антисоветский мятеж нанес огромный ущерб железной дороге, в депо оставалось всего два исправных паровоза. В неимоверно трудных условиях пришлось восстанавливать транспорт и обеспечивать перевозки грузов.

9 мая 1919 года на агитпоезде «Октябрьская революция» в Симбирск прибыл председатель Центрального исполнительного комитета Михаил Иванович Калинин. Он выступил на встрече с железнодорожниками. В честь этого события на здании локомотивного депо установлена мемориальная доска. На участке Инза-Симбирск агитпоезд вел машинист паровоза Павел Михайлович Павлов, член ВКП(б) с 1919 года.

В январе 1924 года советская страна была охвачена скорбью в связи с кончиной вождя пролетариата и председателя Совета народных комиссаров Владимира Ильича Ленина. На печальную весть железнодорожники ответили ударным трудом и волной политической активности. 10 человек из коллектива локомотивного депо стали коммунистами так называемого «ленинского призыва». В том же году в память о великом земляке город Симбирск был переименован в Ульяновск, а станция Симбирск-1 – в Ульяновск-1.

После гражданской войны начался период интенсивного преодоления разрухи и восстановления народного хозяйства. Рабочий класс по всей стране трудился с небывалым энтузиазмом. Возникшее в ту пору стахановско-кривоносовское движение явилось мощным фактором подъема работы транспорта. В мае 1934 года в локомотивном депо Ульяновск был организован комосомольский паровоз. Машинистами в составе бригад были коммунисты, помощниками машинистов и кочегарами – комсомольцы. Инициаторами передовых методов труда были П. В. Деревянников – бригадир стахановской бригады слесарей, машинисты Жестков и Бардин.

В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли воевать, в каждой паровозной бригаде были женщина или девушка. Они показывали поистине беспримерные чудеса трудового героизма. Например, Надежда Мазанова, не сходя с паровоза, находилась в пути 95 часов при сорокапятиградусном морозе! Мужчины же, несмотря на положенную бронь, рвались на фронт. Три человека из коллектива локомотивного депо Ульяновск в годы войны получили звание Героя Советского Союза. Это Михаил Аношин, Андрей Зинин, Василий Сергеев.

В марте 1962 года на смену паровозам пришли тепловозы. Первым машинистом тепловоза в депо был Григорий Васильевич Острокосов, приехавший в Ульяновск из Средней Азии. Советский период, который в печати принято называть «застойным», выявил своих героев среди работников локомотивного депо. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было присвоено машинисту Владимиру Золинову, делегату ХХII съезда КПСС. Делегатом ХХIII съезда партии был Федор Корж, тогда машинист-инструктор локомотивных бригад, а на ХХV съезде локомотивщиков представлял молодой машинист Владимир Максимов, будущий начальник Ульяновского отделения дороги. Коллектив локомотивного депо неоднократно награждался переходящими Красными знаменами обкома, горкома и Железнодорожного райкома КПСС.

В это же время, в августе 1972 года был создан знаменитый музей локомотивного депо. Его организатором был нынешний директор музея, председатель совета ветеранов депо Леонид Максимов. В музее множество ценнейших экспонатов. Экспозиция музея не уступит любому подобному городскому учреждению.

Сегодня локомотивное депо является самым крупным предприятием на Ульяновском отделении. Здесь трудятся около 1000 человек. Многие работники за свой труд имеют благодарности, неоднократно поощрялись денежными премиями. Так, 19-ти работникам депо присвоено звание «Почетный железнодорожник», трое удостоены звания «Заслуженный работник транспорта», семеро награждены медалями «За заслуги перед Отечеством» II степени, 34 работника награждены именными часами начальника дороги, 87 – начальника отделения, ряд работников депо награждены почетными грамотами министра путей сообщения, начальника Куйбышевской железной дороги, начальника Ульяновского отделения, ряд локомотивных бригад награждены знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». Коллектив локомотивного депо Ульяновск неоднократно выходил победителем в отраслевых соревнованиях коллективов железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.

В локомотивном депо Ульяновск трудятся около ста семейных династий. Это династии Патяевых-Чурашовых, Кривцовых, Костиных.

В настоящее время локомотивное депо Ульяновск возглавляет Анатолий Анатольевич Сомов. Под его руководством коллектив продолжает ударно трудиться. Руководством отделения дороги создаются все условия для нормальной работы локомотивных бригад: имеется комфортабельный бригадный дом на станции Ульяновск-Центральный, а также бригадные дома на станциях Инза, Сызрань, Бугульма, Нурлат. При локомотивном депо существует физкультурно-оздоровительный комплекс «Мальвина», что позволяет работникам депо активно участвовать в спортивной жизни отделения дороги, а женская вокальная группа «Забава», созданная при депо, является неоднократным лауреатом смотра-конкурса «Родная магистраль».

Точка в истории локомотивного депо еще не поставлена. Взращенные в коллективе добрые традиции развиваются, укрепляются и бережно передаются из рук в руки. У каждой эпохи свои герои, а значит, музей еще не раз пополнится новыми экспонатами. Нужно только, чтобы вновь пришедшие в коллектив молодые труженики не предавали забвению опыт и заслуги прошлых поколений.

Автор: Ирина Лазарева