В целях разбавления традиционных и заезженных жанров местной журналистики нашей, представим наш дилетантский вариант (подражание А. Привалову) нового формата объяснения тех или иных действий власть предержащих.

Итак, представим, диалог Государственника, в идеале, старающегося представить точку зрения администрации среднего по своему развитию, и ничем особо не примечательного региона, и Вопрошателя – постороннего наблюдателя и эксперта политических процессов в регионе.

В.: И все таки, если отбросить мишуру риторики для неискушённой публики – зачем потребовалось инициировать процесс замены существующего принципа избрания главы администрации областного центра?

Г.: Все довольно просто, но придётся начать с предыстории. если Вы заметили – реформа местного самоуправления по пресловутому 131 закону по-сути потерпела некоторое фиаско, уровни местной власти по факту удвоились, ресурсы налогов и иных материальных источников существования на местах – остались прежними, возникли естественные сбои, росли так называемые транзакционные издержки принятия и исполнения тех или иных решений – бюджеты, земельные отношения, содержание социальной сферы. Мы не имели права допускать дестабилизации ситуации и потери управляемости в сельских регионах области.

В.: Постойте! Разве раньше, до самой реформы была проблема “управляемости” глав районов? Особой фронды и непослушания никогда же не бывало за редким исключением. Вы всегда могли “договариваться”, что изменилось?

Г.: Изменилось многое. Любая договорённость ранее с главой имела для нас свою “стоимость”. Переговорная сила районных руководителей была иного уровня, в силу его особых прав на вверенную территорию и особого мандата власти.

В.: Поясните.

Г.: Глава района не был нашим “вассалом”. Функции, а главное полномочия главы района и главы администрации были совмещены, представительные органы сплошь состояли из работников местной бюджетной сферы, для которых глава был прямым работодателем. Нам необходима балы система сдержек и противовесов и механизм учёта наших интересов как конечной инстанции ответственности за регион. Мы реализовали это разделив управление муниципальным образованием, ввели дополнительную “должность” главы администрации.

В.: В чем же проявляется различие в полномочиях и функциях главы района и главы местной администрации? Объясните тонкую суть.

Г.: По аналогии можно привести пример любого коммерческого предприятия, есть собственник, есть наёмный менеджер – директор, суть ясна и понятна – главе района политические функции и представительство на внешнем уровне, главе администрации – полномочия “первой банковской подписи”, операционной управление ресурсами и персоналом.

В.: но аналогия не уместна. В чем учёт Ваших интересов? Собственник предприятия всегда может уволить директора!

Г.: да. Реальный собственник может. Но в данном случае есть нюансы. Да, главу администрации – менеджера назначаем мы, с обязательным условием соблюдения внешних приличий, проформы невмешательства и учёта интересов избранного населением главы, но последний лишается права “увольнения” под угрозой искусственного дестабилизации ситуации на территории инструментами нашей бюджетной политики и личной гарантии безопасности от правоохранительной системы. Нарушив хрупкое равновесие избранный глава может потерять шанс переизбраться, а то и вовсе лишиться своего поста. При соблюдении условий негласного контракта он дальше может быть бенефициаром административной ренты и блюсти свои материальные интересы в рамках заданных нами же пределов. Нанятый же менеджер – руководитель администрации выполняет уже наши целевые установки с корректировками местных реалий. Плюс мы наращиваем “партийную” вертикаль правящей партии, выводя бюджетников-депутатов из под прямого подчинения избранному главе.

В.: С Ваших слов следует, что намерения у Вас весьма благие, но где гарантии, что “реализация” ваших интересов будет служить интересам населения территории муниципалитета?

Г.: Таких гарантий быть не может. Более того наша прямая ответственность – это “поддержание общей температуры по больнице”, наш уровень ответственности перед “верховным” собственником – это регион в целом, наша задача – не дать утонуть, и поддерживать на плаву, задачи развития отдельной территории “за рамками” усреднённого не наша содержательная задача на данном историческом этапе. Пока и в ближайшей перспективе – наша функция – перераспределение денежных потоков федерального центра и сливок налогов, собираемых на пиках нефтяного бума. Иного пока не дано. Мы не можем бежать впереди паровоза и изобретать велосипед, иначе нарушим конвенциональные нормы договорённостей высшего уровня.

В.: По сельским районам региона я Вашу логику понял, а относительной ситуации с областным центром?

Г.: Здесь немного сложнее. Областной центр в условиях нарастания лавины кризисных явлений – по-сути становится единственным относительно тучным пастбищем, источником административной ренты при иссякающем ручейке федеральных трансфертов и поступлений от приходящих “заморских” инвесторов. Здесь осталось многое из того, что мы не успели взять под контроль, многое у номинальных владельцев – так называемой городской олигархии, “приватизировавшей” значимые куски собственности во времена нашей относительной слабости. Предстоит новая игра, но уже по изменённым правилам. Мы вынуждены будем входить и брать на себя некоторые права.

В.: Иными словами Вы будете проводить перераспределение городской собственности, находящейся у номинальных владельцев?

Г.: нет, не так. Как таковая собственность для нас вторична, главное – “эффект” управляемости регионом как условие сохранения мандата нашей власти до определённого времени. Мы учитываем общефедеральные тренды и не исключаем варианты замены нас на более системных игроков. Но это пока горизонт планирования 3-4 лет, пока же главное кратковременные эффекты “управляемости”. Введение должности сити-менеджера полностью снимает с нас проблему предвыборной гонки…Забирая этот рычаг себе мы даём чёткий сигнал местным номинальным собственникам – олигархам – смысла в пантомиме под названием “выборы Мэра” больше нет, сдавайте кукол в утиль или кладите в сундуки с нафталином до иного политического цикла.

В.: спасибо за ответы. Пока у меня все. Надеюсь на дальнейший диалог.