Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готовит базы для развития отрасли в Ульяновске и Жуковском на основе государственно-частного партнерства
Елена Мангилева
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов 14 августа подписал соглашение с 10 вузами, конструкторскими бюро и авиастроительными заводами (см. врез) о создании консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-авиа», сообщило областное правительство. Объединение должно обеспечить «конкурентоспособность продукции» кластера, говорится в соглашении (текст опубликован на сайте областного минпрома). «Ульяновск-авиа» сосредоточится на решении кадровой проблемы для авиапредприятий, исследовательских и конструкторских разработках и их внедрении непосредственно на авиапроизводстве, следует из документа.
Область и ОАК разрабатывали соглашение вместе, сказал сотрудник пресс-службы областного правительства. Подобное объединение создается и в подмосковном Жуковском (в июле корпорация сообщала, что готовит заявку на создание там особой экономической зоны), рассказал представитель ОАК.
Инвестиции в кластер не раскрываются. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, это не менее 3-5 млрд руб.: инвестировать в проекты на «Авиастаре» и создавать спрос на комплектующие станет ОАК, а областные власти «будут создавать условия». Все это создаст предпосылки для частных инвестиций, добавляет он.
Областной министр промышленности и транспорта Вильдан Зиннуров ожидает от работы консорциума результатов уже к 2012 г., приводятся его слова в сообщении правительства. Так, доля производства авиационной техники и авиакомпонентов в ВРП должна составить 12%, или 20 млрд руб. (сейчас — 5,5%, или 12 млрд руб.). Количество предприятий, работающих в авиастроении и производстве компонентов, должно возрасти до 100 (сейчас — 65), численность работников в отрасли — превысить 20 000 человек (сейчас — 16 000), ежегодные налоговые отчисления в областной бюджет — возрасти до 2 млрд руб. (сейчас — 800 млн руб.). А «Авиастар-СП» должен выйти к 2012 г. на уровень производства 20 Ту-204 в год и освоить выпуск транспортных самолетов.
Все расчеты минпрома базировались на планах развития отдельных предприятий, входящих в консорциум, говорит представитель ОАК. Руководитель пресс-службы «Авиастара» Сергей Мочалов добавляет: стратегические планы предприятия остались прежними — по соглашению с корпорацией с 2011 г. завод должен строить по 20 Ту-204.
Романов считает, что при благоприятном развитии событий планы консорциума выполнимы: только «Росавиа» планировала до 2015 г. закупить 15 Ту-204, а ИФК собиралась в 2010 г. купить у ОАК 31 самолет Ту-204 СМ-100. Но если восстановление экономики затянется, то консорциуму не выполнить планы раньше 2014-2015 гг.