Единую торговую систему потребкооперации начали формировать с Ульяновска

Центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз) в рамках реализации проекта своей 100%-й «дочки» ООО «Единая торговая система Центросоюза» (ЕТС, создано в 2008 году) начал создание новой федеральной сети магазинов. В Ульяновской области будет реализован пилотный проект. В результате в регионе появится порядка 20 магазинов формата «жесткого дискаунтера». Участники рынка сомневаются в эффективности реализации проекта. Однако отраслевые аналитики говорят, что в нынешних условиях формат дискаунтера востребован.

Предполагается, что в Ульяновской области на базе магазинов регионального союза потребительских обществ будет создана сеть из 20 торговых предприятий под единым брендом «КООП ТОРГ», которые будут работать в формате «жесткого дискаунтера». Объем инвестиций ЕТС оценивается в 80 млн рублей. Срок окупаемости проекта — от трех до пяти лет. Планируется, что уже до 1 октября будет открыто не менее 16 таких магазинов в области.

По словам генерального директора ЕТС Сергея Леонова, при разработке проекта был изучен опыт ведущих российских ритейлеров. Он говорит, что Ульяновская область была избрана в качестве пилотного региона, поскольку существующие в регионе магазины потребкооперации по итогам прошлого года сработали в убыток, их количество сократилось, а потому реализация проекта в Ульяновской области позволит более эффективно оценить чистоту эксперимента. Господин Леонов пояснил, что районные потребительские общества, у которых ЕТС будет арендовать магазины, сами станут соучредителями и совладельцами ульяновской региональной торговой системы, в результате чего РАЙПО будут мотивированы на развитие и сохранение клиентов.

Максимального снижения торговой надбавки авторы проекта ЕТС намерены добиться «за счет упрощенного современного концепта в оборудовании и инфраструктуре» и минимального ассортимента — 1100 наименований (у других сетей — минимум 5-6 тысяч). «Таким образом, не будет размываться товарооборот, что увеличит оборот средств, — говорит господин Леонов. — Использование системы предоплаты позволит получить у поставщиков дополнительные скидки. Брендовый товар не является обязательным, зато появится возможность продавать на развес по желанию покупателя». По его словам, максимальная средняя наценка к цене товара в ЕТС должна быть не более 16% (стандартно в сетях от 20% до 30%). По замыслу авторов проекта, способствовать снижению надбавок должно наличие федеральной сети единых поставщиков, а также использование местных поставок. ЕТС намерена добиться необходимого уровня спроса в районах также за счет мелкооптовых продаж иным магазинам потребкооперации, которые существуют в глубинке (их около 600).

Господин Леонов также отметил, что со стороны облправительства, заинтересованного в создании такой сети, предполагается только организационная поддержка. «Но закупка в соответствии с областной целевой программой транспорта для удаленных магазинчиков потребкооперации, которые станут мелкооптовыми покупателями ЕТС, — это косвенная, но весомая поддержка», — сказал гендиректор.

Участники рынка розничной торговли Ульяновска сомневаются в эффективности реализации проекта. «Я приветствую любого конкурента, это стимулирует, — сказал гендиректор ульяновской сети «Пятерочка» Олег Лебеденко. — Если все так хорошо просчитали, то это их заслуга, мы, видимо, пока этого не умеем». Заместитель коммерческого директора ульяновской сети «Симбирка» Татьяна Благовская считает, что 80 млн рублей инвестиций недостаточно для открытия 20 магазинов. Она сомневается в эффективности проекта, поскольку «в сельской местности товарооборот очень маленький, а покупатель там слишком сложный и бедный». По поводу закупок товаров у местных производителей госпожа Благовская отмечает, что «они сильно завышают цены, брать продукты у них невыгодно». Между тем в областном минсельхозе „Ъ“ пояснили, что заключение договоров на поставки от местных производителей — это одно из условий поддержки ЕТС облправительством, и «министерство за этим будет строго следить».

Аналитик инвестиционной компании БКС Татьяна Бобровская, в свою очередь, считает, что «формат «жесткого дискаунтера» сегодня востребован, и это позволит ЕТС занять неплохие позиции на местном рынке розничной торговли. «Сегодня даже крупные федеральные сети начинают переходить в этот сегмент», — добавила аналитик БКС.

Сергей Титов, Ульяновск