Незадолго до смерти легендарную телезвезду заставил пройти кастинг Дмитрий Дибров

Осенью на канале «Россия» после почти 20-летнего перерыва возобновляется передача «В гостях у сказки». Ее планировали запустить 1 августа – к дню рождения основательницы программы Валентины ЛЕОНТЬЕВОЙ, но не успели.

Новым ведущим будет Виталий ЗАИКИН. Он проработал с Валентиной Михайловной много лет. Был ее лучшим другом в последние годы жизни. С преемником легендарной тети Вали мы встретились в «Останкино» на записи первых выпусков программы.

– Виталий, почему «В гостях у сказки» возвращается на канал «Россия», а не на родную «первую кнопку»?

– Идея вернуть «В гостях у сказки» витала в воздухе еще десять лет назад, когда Валентина Михайловна была жива и полна сил. Тогда Первый канал сделал все, чтобы тетя Валя не переступила его порог. Этим и объясняется выбор.

Новая передача «В гостях у сказки» будет в точности повторять ту, что вела Леонтьева. Показ фильма и задание детям – нарисовать того или иного героя. Написать, как они видят мир в этой сказке, себя.

– Вы проработали с Леонтьевой много лет, а как познакомились?

– Я был телерепортером, она ведущей. Близко сошлись после того, как в Луганске ей не заплатили за творческие вечера. Я нашел способ, как выбить из мошенников долг. Телевидением тогда руководил Бадри Патаркацишвили, соответственно, лучшие представители грузинской мафии околачивались в кафе около телецентра. Тетю Валю эти ребята уважали, хотя лично Бадри ее не любил. Боялся за прямоту. Так же, как и Константин Эрнст.

После этого случая мы стали чуть ли не родственниками. На ее кухне я проводил времени больше, чем у себя дома. Это был глубоко одинокий человек. С мужьями ей не повезло. С сыном отношения не сложились. Она это объясняла так: я всю себя отдала телевидению и ничего ему. Часто просто боялась идти домой, потому что Митя говорил: «Мама, мне нужны деньги, без них не приходи». Валентина Михайловна разговаривала с ним по телефону, и у нее просто начинала трястись рука. Спрашиваю, что случилась. Отвечает – надо где-то деньги раздобыть.

Взятка за выход в эфир

– Правда ли, что незадолго до смерти продюсеры Первого канала заставили ее пойти на пластическую операцию?

– В 1997 году мы собирались делать ретроспективу передач «От всей души». Ведущая «Телеутра» Елена Миронова сказала тете Вале: хотите на экран – делайте операцию. Леонтьева долго думала. Ей уже было 74 года, но она так хотела вернуться, что решила искать хирурга. Помогла Наина Ельцина. На одном из приемов Наина Иосифовна порекомендовала обратиться к челябинскому хирургу Александру Пухову. Ее помощник дал Леонтьевой рекомендации. Пухов приехал в Москву и сделал ей глубокий химический пилинг. На кожу наносится специальное вещество. Старая кожа отдирается, а на ее месте вырастает молодая. Это очень больно. (Кстати, в это же время Пухов делал операцию Эдите Пьехе.)

Эффект оказался поразительный! Но проект запускать отказались. В какой высокий кабинет на канале мы ни приходили, везде соглашались работать только за дополнительные деньги. Она очень удивлялась, что такое безобразие происходит на госканале, которому деньги на съемку передач дает государство. После этого Валентина Михайловна записала видеообращение к Борису Ельцину, где рассказала, как на государственном канале с нее требуют взятки.

– Помогло?

– Через неделю руководству позвонили из администрации президента, и Эрнст зашевелился. К нам тут же прибежал Дмитрий Дибров. Помню, хлопает в ладоши и кричит: «Мэри Поппинс возвращается! Была тетя Валя, а будет баба Валя. Чтобы вас пустили в эфир, вам надо будет пройти пробы». Леонтьева очень удивилась: «Зачем мне пробы?» Дмитрий объяснил это требованиями нового формата и посоветовал получше подготовиться – надеть хороший костюм. Она говорит: «Ребята, я схожу, я не гордая». Когда мы пришли, ее усадили за стол. Направили камеры и попросили показать, как бы она общалась, если бы перед ней были дети. Она была просто в шоке, но все отработала. Комедия!

Сын Дмитрий ревновал мать ко всем телезрителям

Сын Дмитрий ревновал мать ко всем телезрителям

Леонтьева, когда писала Ельцину, объяснила, что ее боятся пускать в эфир, потому что сразу будут видны бездари, которые его заполонили.

– В то время как раз начинали Малахов, Шарапова…

– Вскоре Леонтьеву пригласили зайти к Патаркацишвили. Он заявил, что кастинг она не прошла, и направил руководить группой сурдопереводчиков. Оттуда ее потихоньку выжили на радио, а позже – на улицу.

– Что же было дальше?

– Она едва не стала лицом фирмы «Christian Dior». После операции, которую, кстати, оплачивал не Первый канал, а мы с ее крестником Анатолием Боголюбовым, Валентина Михайловна выглядела шикарно. Но накануне подписания контракта она упала с лестницы. Многие считают, что ее толкнул сын.

Райкин как мужчина – никакой

– Мы с Боголюбовым стали устраивать Валентине Михайловне выездные встречи со зрителями. На одном из таких вечеров я узнал, что во время учебы тети Вали в Тамбовском театральном институте у нее был муж-француз. Однажды она вернулась со студенческих гастролей на день раньше и обнаружила, что Ришар спит в обнимку с соседкой. Устраивать скандал не стала. Пошла на кухню, поставила раскладушку, выспалась. Утром сварила всем кофе, собрала вещи и ушла.

Такая же история была с ее вторым мужем – дипломатом Юрием Виноградовым. С ним она разошлась, когда ей было уже 65. Он заболел по мужской части, и Леонтьева устроила его в лучшую клинику. Юрий вылечился и влюбился в молодую медсестру. Правда, еще до этого он начал сильно пить, и Валентина Михайловна тоже считала возможным заводить романы на стороне.

– С известными мужчинами?

– Из знаменитостей в нее был безумно влюблен Аркадий Райкин.

Познакомились они на одном из «Голубых огоньков» в Ленинграде, и уже через несколько дней он с огромным букетом цветов приехал к ней в Москву. Аркадий Исаакович из-за Леонтьевой добился открытия своего театра «Сатирикон» в столице и, кстати, «выбил» здание недалеко от «Останкино». «С Аркашей было интересно встречаться, а как мужчина он мне – ну никак!» – жаловалась мне тетя Валя.

Собиралась уехать в Швецию

– Оставшись не у дел, Валентина Михайловна собиралась поехать в Швецию. Там она надеялась разыскать своих родственников по отцу. Ее настоящая фамилия Торсонс, но об этом, боясь репрессий, предпочитали не вспоминать. Между прочим, имя Валентина – тоже выдуманное. По рождению ее, согласно святцам, назвали Алевтина. В школе Леонтьеву дразнили олифой, и она впоследствии сменила имя.

Ее отец был старше матери на 30 лет, работал главбухом на железной дороге. Семья жила на широкую ногу. Дома разговаривали на французском, устраивали вечера.

– Она рассказывала, что отец умер во время блокады Ленинграда от голода. Ей пришлось везти его труп на санках и сбросить в какую-то яму, чтобы его не съели.

– В блокаду мама давала ей и сестре сигареты, чтобы притупить чувство голода, с тех пор у нее появилась привычка выкуривать две пачки в день. Она вспоминала, как однажды живущая этажом выше соседка прибежала с маленькой дочерью и попросила спрятать ребенка в сундуке. Спрашивают, что случилось, а та говорит – муж печку топит и собирается дочку убить и съесть. Рассказывала – выходишь на улицу и видишь мертвых людей, а часть мяса с них уже срезана.

При этом она осталась необыкновенно добрым человеком. Чего стоит история с пленным немцем! После войны Леонтьева жила на Арбате и однажды увидела, что у одного из роющих канаву военнопленных очень нежные руки – совершенно нерабочие. Попросила разрешения у охраны и принесла ему кастрюльку супа. Через пять лет – звонок в дверь. Стоит этот немец со своей мамой. Прилетел из Германии делать предложение.

– Вы помните свой с ней последний разговор?

– Это было уже в то время, когда Валентина Михайловна переехала к сестре в Ульяновскую область. Постоянно звонила сыну, надеялась увидеть перед смертью, но Митя не брал трубку.

Запомнилось, как Леонтьева рассуждала об одной странности нашего времени. Артисты – лицедеи, которых раньше хоронили только за оградой кладбища, стали считать себя некими божками. Учат жить, рассуждают о религии. Хоронят их на главных кладбищенских аллеях. Считала это большой духовной ошибкой…

Аркадий МЕЖИН