Будущее российской авиации зависит от того, кем захотят стать наши дети
В минувшую субботу жители Нового города направились прямиком на поле за 4-й проходной «Авиастара». Потому что там проходил любимый праздник авиастроителей и всех новогородцев – День воздушного флота.
От 20 до 40 тысяч зрителей собралось в минувшую субботу на ставшем традиционным ульяновском авиасалоне. Не хочется говорить «зрителей», потому что все они – участники праздника. Это они, их отцы и деды, дети и братья создавали эти самолеты. Это они всей душой болеют за судьбу своей родины «Авиастара» – как точно подметил ведущий авиашоу. Все мы родом оттуда, из его цехов, в которых уже рождается полет. Так же, как все мы родом из детства.
Дети – особая категория. И этот авиасалон, в первую очередь, проводился для них. От того, как они смотрят на самолеты, зависит будущее российской авиации. А в их глазах уже виделась мечта. Она прорывалась в неудержимой энергии, с которой они, облепив на выставке авиатехники самолеты малой и большой авиации, пытались потрогать НАСТОЯЩЕЕ. То, что для настоящих мужчин. Или – свое БУДУЩЕЕ. Хочется верить, что навсегда прошло ужасное время, когда дети, повторяя слова потерявших веру родителей, хотели стать «крутыми бизнесменами», на худой конец – бандитами. Потерявшийся маленький мальчик подошел к сцене и попросил найти маму. А потом сказал: «Мне здесь нравится. Здорово интересно. Почти как Новый год!». – «Кем будешь, когда вырастешь?» – спросил ведущий. – «Самолеты делать. И летать».
Интересно, что наравне с Ил-76 и Ту-204 и даже с заморским Боингом-747 почему-то всем нравится старичок Ан-2 – бессменная воздушная «лошадка», разработанная в 47 году прошлого века, но до сих пор не нашедшая себе равную замену. Живая история.
А над полем непризнанного аэродрома «Мирный», которое из-за нерешенности земельных вопросов власти так и не могут передать заволжскому авиационно-спортивному клубу, кружились парашютисты 31-й воздушно-десантной бригады и ульяновского аэроклуба, способные с высоты в полтора километра приземлиться на двухсантиметровую цель. Буквально 10 дней назад ульяновские спортсмены заняли первое место по точности приземления на международных соревнованиях в Казахстане.
Подходит мальчишка: «Дядя, как попасть в аэроклуб?» Ведущие дают ему телефоны: «Звони, только пока больше прыжков не будет – кто-то написал кляузу, и теперь транспортная милиция проверяет парашюты, а налоговики насчитали земельный налог за огромное поле аэродрома как для промышленного предприятия. Такая вот у нас поддержка…»
А в небе уже авиамодели, управляемые с земли опытными пилотами, которые, не имея никакого финансирования, еще умудряются строить свои маленькие самолеты, побеждать на международных соревнованиях и даже обучать детей, потому что авиация начинается здесь. Именно из авиамодельных кружков выросли многие знаменитые генеральные конструкторы известных типов самолетов: Олег Антонов, Александр Яковлев, Павел Сухой и создатель Су-27 – Михаил Симонов. С авиамодельного кружка начал свое восхождение к вершинам авиации и Виктор Толмачев, главный конструктор самого знаменитого транспортного самолета, гордости всех ульяновцев – Ан-124 «Руслан». Виктор Ильич, отметивший на днях свое 75-летие, продолжает работать техническим директором группы компаний «Волга-Днепр», совершенствуя свое детище. Именно «Руслана» и ждали все, кто собрался на «Авиасалоне». На предельно низкой высоте, медленно (все специалисты признают уникальные планерные качества Ан-124), словно это не самолет с грузоподъемностью до 150 тонн, а сказочный невесомый летательный аппарат, проходил самый большой в мире серийный самолет над головами его создателей, для которых главный праздник – еще раз посмотреть на то, что они создали своими руками – уникальный и никем так и не превзойденный «Руслан».
«Смотрите, возвращается!» – кричали дети. Сделав круг, воздушный гигант снова направился к зрителям – с выпущенной механизацией крыла, включенными посадочными фарами – словно давал им понять – он видит создателей и помнит о них.
Он и вправду возвращается. Вчера на авиакосмическом салоне МАКС-2009 между ОАК, АНТК им. О.К. Антонова и ГК «Волга-Днепр» были подписаны технические требования на разработку модернизированного Ан-124-100 «Руслан». Это еще один шаг к восстановлению производства уникальной машины на «Авиастаре». Теперь уже – новой модификации, нового поколения. Для нового поколения увлеченных авиаторов.
«Глубоко убежден, что для привлечения в отрасль авиации молодежи, юноши и девушки должны, как в 30-40-е годы, по-настоящему «заболеть» авиацией, должны стремиться работать в этой отрасли. И это – общая задача российского масштаба, в решении которой должны принимать участие все…» – сказал накануне праздника губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Авиаторы и авиационные спортсмены губернатору верят.
Юрий Крылов