Дебютный пост вызвал интерес в сети, задел душевные струны мыслящих людей и поддержку околоправительственных сил. Г-н Кошелев выдал новый образчик журналистики – диалоги Сократа – и наделил своего иллюзорного собеседника громким именем Государственника и низменными чертами алчного политикана. Есть повод для «алаверды».
Другой повод – очень веселое совещание, которое сегодня имело место в правительстве Ульяновской области. Как говорят, на нём очень эмоционально обсуждались предложения одной московской аналитической структуры по поводу, как сокращать наших государственных чиновников.
Кто же такой государственник?
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство – это единственная действующая сила общества, способная во всём взять на себя ответственность и решить проблемы во всех сферах жизни общества?
– Нет. Потому что, если кроме государства нет другой политической силы, то не существует негосударственников, следовательно, и смысла в личной государственной позиции не существует.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что интересы государства превыше интересов человека?
– Нет. Потому что люди в этом государстве делятся на рабов и вельмож, а сторонник такой мысли принадлежит к последним и делит людей на разные сорта. Это сторонник сословного строя, а не государственник.
– Можно ли назвать государственником того, кто называет государственными свои личные или корпоративные интересы?
– Нет. Потому, что государство похоже на улей, а не на червивое яблоко, а государственник не похож паразита, который выедает свой дом изнутри, готовясь упорхать бабочкой а тёплые страны.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство вправе принуждать к принятию своей воли меньшинство населения?
– Да. Потому что без принуждения не существует государства.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что помимо личных интересов существуют общие интересы, которые должно защищать государство?
– Да. Потому что если общие интересы не защищать, то сильный подчинит себе слабого и возобладают одни личные интересы над другими личными интересами, а общие интересы исчезнут.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство должно быть эффективным?
– Да. Потому что в противном случае он поддерживает медленную его гибель.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство должно меняться, ради собственного сохранения?
– Да. Потому что, если Бог даровал людям государство, то оно должно существовать, и реформы устройства дара Господа, означает сотворчество с ним.
– Можно ли назвать государственником того, кто не разделяет свои интересы и интересы государства?
– Да. Потому, что он плоть от плоти того организма, который его породил. А дети всегда носят печать имени родителя. Сын государства – государственник.
– Можно ли назвать государственником того, кто готов поступиться личными интересами ради интересов государства?
– Да. Потому что целое более ценно, чем частное. Выбирая между ними, выбирай целое.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство должно быть дешёвым?
– Да. Потому что государство – не банда грабителей, не комок червей, не стадо золотых тельцов. Такое государство не нужно людям. Государственник не терпит своей ненужности.
– Можно ли назвать государственником того, кто считает, что эффективное государство дешевле неэффективного?
– Да. Потому что государственник знает, как устроено государство, где в нём дыры, сквозь которые утекают лишние деньги.
– Можно ли назвать государственником того, кто верит, что людям нужно дешевое и эффективное государство?
– Да. Потому что государственнику хочется плакать от того, что люди плюют в государство, целясь в алчных и тупых чиновников-негосударственников.
Кошелев
где же у меня там были низменные черты алчного политикана? :) не согласен, не согласен.
Уважаемый Автор, так как я понимаю, вы и есть Государственник? Это Ваша роль?
123
В понимании нынешних " государственников"- патриот просто обязан любить нынешнее российское скотство, молчать о недостатках и , конечно воздерживаться от ругани и сарказма в адрес нашего государства.
Иначе говоря государственник обязан любить не Родину , а её правительство .
Однако сегодня ставить знак равенства между властью и страной просто нельзя. Как бы этого не хотелось самой власти.
Афтор-Кошелеву
Разве нельзя быть государственником и кем-то еще? Ролевой набор безграничен. Как Вам предлагаемая идеология? Мне показалось, что под личной Государственника у Вас в статье человек не совсем достойный этого слова. Я бы просто назвал его Чиновником.
Так никто и не ставит равенство между страной и государством. Это разные вещи, а патриотизм не к государству а к Родине относится. Так что я не о любви к родине пишу, а об идеологии государственника. Какой она должна быть.
Кошелев
возможно вы описали т.н. "идеальный тип" государственника, но согласитесь – вернее было бы говорить сейчас о факте. В своем диалоге я попытался вложить в уста государственника именно "очищенную" от шелухи словес позицию, обосновывающую почему надо менять систему управления в муниципалитетах (вы же по сути ее сами описывали, как выстроение вертикали)
Это публицистическое произведение, почти вымысел. Сказка, не более, хотя реакцию в своем блоге от тех, кто реальный государственник, я получил по полной программе (комменты там скрыты).
Вам надо отдать должное, вы, пускай и анонимно, все таки высказываете позицию, не языком официоза – и это замечательно. Замечательно, что даете нам возможность оценить что там сейчас у реальных государственников "в голове" происходит, как они рефлексируют.
Афтор
Идеология и идеальный тип – одного корня.
А вот что в голове у реальных "государственников"… Вы, наверное, не хуже меня знаете, вращались.
Читетель
Представленный к обсуждению текст – набор слов и трюизмов с самого начала. Писал человек, даже не читавший Аристотеля, застрявший где-то среди софистиков, которых высмеивал Сократ.
"- Можно ли назвать государственником того, кто считает, что государство – это единственная действующая сила общества, способная во всём взять на себя ответственность и решить проблемы во всех сферах жизни общества?
– Нет. Потому что, если кроме государства нет другой политической силы, то не существует
негосударственников, следовательно, и смысла в личной государственной позиции не существует"
Можно назвать государственником. Запросто.
Пацак
Майевтика видимо заразна. Упражняйтесь, до Сократа вам все равно далековато будет.
Читателю:
Можно быть софистом и государственником одновременно. За софиста – спасибо, в точку.
Пацаку:
Не таскайте умные слова из комментариев. Катехизис и майевтика – разные вещи. Не поиск истины, а символ веры.
Что реальные государственники молчат, где же птицы?
Кошелев
да, странно что молчат, странно:)
Думаю, что если вы бы "задели" реальную ситуацию, в которой вы эти принципы реализовать смогли или сможете – то было бы вдвойне интересно.
Свобода, равенство и братство.
Государство это институт подавления личности, инструмент силового перераспределения активов, вид бизнеса на беспределе. От Калигулы до )))) Обамы)))).
Противовес государству – общество построенное на интересах гражданина. Не пирамида государственности стоящая на вершине, а стоящая на платформе интересов граждан.
Афтор
Кошелеву: Они молчат, ибо не исповедывались давно и катехизис им жжет сердца. Но сократиться придётся – визг не поможет.
Либерте, эгалите, фретернете: Без государства – дикий лес, тем более в России. Нет у нас общества. Есть люди. Это разные вещи.
Кошелев
в смысле сократиться? Вы об очередной оптимизации структуры обладминистрации? :)
Жжет говорите сердца? :)
Блогер
Странная особенность: блог Бомбовоз, блог Кабинет Доктора Хауса и блог Уланалитик сделаны как будто под копирку) Чудные дела).
Пацак
Ой.) Стоять-бояться, маевтику с катахезисом не путать. Инквизитор пришел. Щас жечь на кострах будет.)) Все перепугались и пошли учить катахезис)).
очепятался в майевтике, эт с перепугу))
Блогер
Че такая майевтика? Пляски в майксую ночь на Лысой горе в трусах и майках?)
Аффтор
К названным докторам и транспортам отношения не имам.
Доктор Хаус
Подтверждаю, мой кабинет это мой кабинет. А если вы про дизайн, ну извините, что из всего что было выбрал более менее приятное.
strizh
Уж нельзя в Димитровград отлучиться…
Вот вам цитата:
Из письма Пушкин А.С. к П. Чаадаеву в 1836 г. : «Я далек от восхищения всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог».
А вообще-то схоластика – не корм для стрижей…)))
Сидоров-кассир
Не, не Дохтура это дело, у него отдельный кабинет с картинками. А в улналитика картинок нет, там унылый бред унылого длинноносого мужика. А Дохтур веселый и сатирический, когда не грустный и не критический.
Фтор
Схоластика и софистика, наш пернатый друг, – разные вещи. Я, как философ, сказал бы, что одновременно противоположные и единые.
Как мелекес? Живёт? Всем там нагоняй дали?
Фторыч,
жжеш!
strizh
У стрижей от слов с окончанием на "тика" натуральный тик скоро будет…)))
Вы лучше мозги наморщите по поводу вопроса:
Почему у всех городов есть Стратегический план развития, а у нас нет?
Кому выгодно отсутствие Стратегического плана развития Ульска?
Кто первый обозначится под этим знаменем?
Кошелев
Интересный Вы. Читали интервью с нашим Мэром последнее, а видеоролики видели, как он город объезжает?
Он тактик, зачем ему стратегия.
Да и жители стратегии-то не требуют, у них более приземленные желания.
Втор
А может не невыгодно вовсе, а просто ума не хватает. Кто первый обозначится, того мы по косточкам с Кошелевым и разберём. Но пока никто и не готовит стратегий. За стратегии то и ответить можно, а так – руководи себе.
strizh
21-12-2005: о реальной и нереальной экономике
В рубрику разработки группы помещен материал тезисы реальной промышленной политики (2003). Тезисы составлены с целью вооружиться к встрече с областным администратором, назначенным благоденствовать сию сферу деятельности территории. Уместность данного материала в данной рубрике (и сейчас) оправдана тем, что структура промполитики напрямую зависит от инновационного/неинновационного характера экономического каркаса территориального хозяйства. Другими словами, от наличия/отсутствия соответствующей территориальной стратегии. Следовательно, условием реальности и нереальности экономики служит всецело территориальная стратегия. Вне ее сегодня реальной (не вымышленной или сфабрикованной для отчетности) экономики, т.е., экономической субъектности, не может быть в принципе.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 20 декабря 2005
16-12-2005: материалы и ссылки к темам инновационной экономики и пространственного развития
Группа начинает размещать материалы, вне контекста и без фона которых сложно воспринять не только ее собственные разработки, в частности, последние "материалы к сценариям инновационного развития территории, или работа над ошибками", но и саму идею и тему стратегии, касается ли она инновационного или пространственного развития, касается ли она "технологического парка", "субъекта инновации", "концепции инновационного развития" и пр., а равно "территории", "территориальной схемы", "генерального плана"… Группа будет признательна за любые отклики на ее работу, цели этой работы и ее формы. В конце-концов, идеи инновационной экономики и пространственного развития, как должного содержания территориальной стратегии, должны пустить здесь свои корни.
инновационная экономика: "инновационный менеджмент и промышленная (индустриальная) политика" , "венчурные инвестиции в инновационной экономике" , "инновационная политика россии" ,
пространственное развитие: "россия. пространственное развитие" , "олег игоревич генисаретский: стратегические намерения" ,
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 16 декабря 2005
11-12-2005: новая тема – пространственное развитие территории
Как следует из новости от 2 декабря 2005г., Группа втянула в свою работу еще одну тему – пространственного развития. Поводом послужил новый генеральный план Ульяновска. Контекст этой теме отличен от темы инновационной экономики. Если инновационная экономика пока еще является для территории своеобразной terra incognia, то с генеральным планом в том или ином виде и форме его существования мы сталкиваемся повседненевно. При этом, если инновационная экономика даже в своем конкретном виде – в виде технологического парка – не является предметом аналитических дискуссий(5), а лишь административно-политических игр, то генеральный план "ко всеобщему удовольствию" никак этого не лишен. Он уже является предметом и аналитических дискуссий, и политических игр, и хозяйственных конфликтов…(6). Вот и "Эксперт-Волга" отметил новое приобретение Ульяновска:
Новый генплан для Ульяновска
Началось обсуждение генерального плана города, рассчитанного на ближайшие 25 лет
Документ разработан Государственным научно-исследовательским проектным институтом урбанистики (Санкт-Петербург). В качестве оригинальной идеи нового генплана питерцы предложили создать три городских центра. А для расширения существующего планируется перенести аэропорт "Ульяновск-Центральный" в поселки Солдатская Ташла или Белый ключ. Кроме того, предполагается развитие Ульяновска как крупного транзитного центра. Утвердить генплан планируется в начале следующего года. К этому времени территория города увеличится на треть, поскольку с января он принимает на свой баланс пригородную зону. Тем не менее, генплан Ульяновска ориентирован на снижение численности населения до 620 тыс. человек (по данным всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживает более 657 тыс. человек). Это связано с устойчивой тенденцией превышения смертности над рождаемостью.
Для большинства российских городов создание нового генплана является острой проблемой. Так, в Самаре генеральный план действует с 80-х годов и уже безнадежно устарел. Даже генплан Нижнего Новгорода, который утвердили сравнительно недавно – в 1999 году, не отвечает нынешним потребностям города и требует изменений.
© "Эксперт-Волга", #3 (3) от 5 декабря 2005
Вот на эту проблему – мгновенного устаревания генплана при расчетном сроке его действия в 20 лет – Группа намерена обратить свое (и не только свое) внимание.
————————————
(5) – В силу концептуальной невыделенности на территории своих оснований.
(6) – О чем свидетельствуют публикации в СМИ различной территориальной и информационной прописки.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 12 декабря 2005
07-12-2005: к сценариям инновационного развития территории, или работа над ошибками
Этот материал, в отличие от предыдущих, не вошел в полный список рассылки (его адрес на сайте – http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-…p_scenario.htm). Он излишне полемичен и слишком резок. Предназначен он, прежде всего, ядру Группы – для рефлексивного осмысления неординарных шагов территориальной администрации. Возможно, эти шаги на других этажах и территориях понятны и не вызывают никакого сомнения. Поскольку там сценируются и планируются. А здесь же только шаги… Вот только из всей территориальной администрации лишь один губернатор на других этажах-территориях сценирует и планирует. Получается, и шагает по этой территории он один… Вроде Путина.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 2 декабря 2005
02 декабря 2005: генеральный план для ульяновска: профессиональная экспертиза и обывательские чаяния
профессиональная экспертиза
Ульяновск обрел Генеральный план. Документ этот весьма не однозначен. И не только потому, что это генплан именно Ульяновска, а по принципу. Эксперты сходятся на мнении, что привычный нам генеральный план города перестал работать уже в советские времена. И вот уже на протяжении, как минимум трех-четырех десятков лет подобный документ не обеспечивает развития города и регулирования городских процессов. Но, как говорится, если он заказывается, изготавливается и принимается, значит, это кому-то и зачем-то нужно. Правда, остаются вопросы "кому?" и "зачем?", но это отдельная песня.
Ниже Группа помещает экспертный материал, в т.ч. и в связи с генеральным планом Ульяновска. Перепечатываемый материал выделен цветным фоном. Выделения в тексте также наши.
Вячеслав Глазычев(4)
Популярное слово «кризис» не слишком подходит к ситуации вокруг планировочной политики в российских городах. К тому же ничего не объясняет. Разумно усмотреть нечто положительное в том, что за полтора десятилетия почти исчезли с горизонта адепты советской градостроительной школы, оказавшиеся не у дел, поскольку городам было не до генеральных планов. Дело в том, что разработка генпланов была своего рода искусством для искусства. Да, составлялись тома пояснительных записок, аккуратно закрашивались в десятки колеров всевозможные зоны. В середине 90-х годов мне как-то довелось рассматривать такого рода схему для Москвы – через несколько месяцев после завершения работы сами авторы не могли удержать в памяти, что именно означено тем или иным цветом. В большинстве случаев после утверждения материалы генерального плана прятали в сейф, цветную схему вешали на стене начальственного кабинета, а дальше жизнь шла своим чередом. Если областному начальству удавалось «выбить» в Госплане строительство крупного завода, был праздник. В смету строительства упаковывали все, что можно: водопровод, трамвайную линию, кинотеатр, ну и, разумеется, энное число тысяч квадратных метров жилья, которое, естественно, следовало расположить на пустом месте, чтобы не умножать себе сложности. При нормативном централизованном планировании иначе быть не могло, так что архитекторы отводили душу, выставляя на макетах брусочки, именовавшиеся обычно «общественные здания». Сейчас городское начальство занервничало, поскольку хаос застройки никак не удается сдержать в пристойных рамках. С другой стороны, планировщики умеют делать то, что умеют: расчерчивать красные линии под застройку, прописывать регламенты по собственному разумению и расставлять брусочки в логике визуальной композиции. Этому их учили. Учили, впрочем, и уважать мнение транспортников, но квалифицированных специалистов в этой области на всю страну едва наберется полтора десятка. Не учили интересоваться мнением гидрогеологов – подтопление подвалов обычно для нашей страны. Не учили экономике городского развития – за отсутствием таковой. Учили изображать форму города с высоты птичьего полета, в опоре на действительно прекрасные образцы эпох, когда эту форму могла определять единая воля властителя. Только в СССР урбанистику приписали к архитектуре, тогда как везде urban planning существует как особая специальность. Сейчас нужно совсем иное. И к иному обязывает принятый Градостроительный кодекс, к которому можно (и нужно) предъявлять претензии и который непременно придется дорабатывать на основании нового опыта. Нужно разрабатывать стратегический план развития города, однако для этого необходимы и новые квалификации, и опора на знание, которое никак не сводится к данным БТИ. Новые правила игры не разучены ни профессионалами, ни городскими властями, которые помнят слова «генеральный план».
К примеру, не так давно был представлен генплан Ульяновска, которому редкостно не везло с губернаторами и не слишком везло с мэрами. Согласно этому документу население губернской столицы должно существенно вырасти, и под это прикинуты дополнительные площади под застройку. Но авторам прожекта и в голову не пришло, что Ульяновск обречен на сокращение населения – его «молодняк» буквально растаскивается более удачливыми соседями из числа крупных городов. Авторы предписывают перенос аэропорта на новое место, нисколько не задумываясь над тем, что эта дорогостоящая операция нереальна в городе, который никак не выползет из-под глыбы проблем с ЖКХ. Было бы не грех предположить, что низинную, заволжскую часть города, пока еще защищенную дамбами, придется демонтировать и полностью вернуть Симбирск на старое место…
Задача работы с «убывающими» городами и нова, и сложна – в мире идут конференция за конференцией по этой теме. Самое трудное – перестроить сознание, нацеленное на убеждение: всякий город стремится расти. С малыми городами дело обстоит еще сложнее. График неизбежного сокращения российского населения в ближайшие двадцать лет начерчен демографами точно: у них каждая голова посчитана. Если перевести эту перспективу на язык пространства, то понятно, что по крайней мере один из каждых пяти малых городов эти двадцать лет не протянет – для их пополнения нет ресурсов. Но при этом не определено, какой именно из них обречен – ответить на этот вопрос можно только в рамках стратегий регионального охвата. Их разработка, наконец, началась. В эскизном виде они созданы для Чувашии, Кировской, Псковской и Тверской областей, сейчас работа началась в Астраханской области и, возможно, продвинется в Тюменской… Этот тип деятельности зародился в России в Комиссии по естественным производительным силам («комиссии Вернадского»), отчасти его удалось продолжить в группе ГОЭЛРО. Затем он был удушен в начале 30-х годов, когда планирование из пространственного стало отраслевым. Именно тогда американские специалисты, работавшие с нашими на стройках первой пятилетки. вывезли полученный методический багаж домой. Теперь его придется импортировать. В этом типе деятельности роль архитектора минимальна – важна роль политика, экономиста, эколога и иже с ними. Максимальной же должна быть роль специалиста, которого у нас на уровне магистратуры Академии народного хозяйства при Правительстве РФ только начнут готовить, – магистра публичного администрирования (МРА), способного достичь мирного согласования всей интересов в конкретном месте и в заданное время. Инерция велика. Вот Александр Высоковский опубликовал книгу, в которой в деталях описал уникальный для нас опыт: пять лет он вел работу над стратегическими планами для всех городов Киргизии, кроме столицы – в Бишкек его не пустили. В эту работу было втянуто несколько тысяч человек, из которых с полсотни смогут многое дорабатывать почти самостоятельно. И что? И ничего: если бы я не обратил внимание Общественного совета при Минрегионе на этот труд, его и дальше продолжали бы игнорировать. Тот же Высоковский выиграл тендер на разработку системы оценки недвижимости и правил планировки и застройки для Нижнего Новгорода. Принять работу приняли, но все традиционные градостроители встали как один на пути реализации этой «чужой» по духу программы. Нигде, кроме как у нас, не осталось такой должности, как главный архитектор города. Схема зонирования, специфические ограничения для застройки – все это делают специалисты по планировке, привлекая экспертное мнение архитектора наряду с экспертным мнением других – историков, экологов, юристов. Все это утверждается как местный закон политиками, с которыми надо уметь разговаривать на их языке. Контроль реализации схемы и систем ограничений осуществляют, с одной стороны, чиновники, которых именно этому обучили, с другой – озабоченные горожане – граждане. Архитектор вступает в свои права тогда, когда есть "лот" с полным к нему документальным приложением, когда появился инвестор, принявший правила игры. С чиновниками пока сложно, а вот горожане-граждане уже появились. В сентябре референдум, нелегко давшийся жителям, доказал право Рыбинска на статус городского округа, после чего областное законодательное собрание могло лишь подтвердить это право. Вот когда гаступил момент для разработки стратегического плана в реальном взаимодействии экспертов с городом, который достиг самосознания и сумел его законодательно закрепить…
© журнал АRХ, 01, ноябрь-декабрь 2005
обывательские чаяния
Вчера я услышал фантастическую вещь. В кругах, обслуживающих строительный бизнес Ульяновска, занимают низкий старт в предстоящем марафоне по воплощению нового генерального плана города. Фантастичность же в том, что прикидываются планы застройки территорий, которые должны якобы появиться в результате спуска запруженных вод Свияги. Кругам видятся коттеджные поселки, супермаркеты, сдающиеся в аренду офисные площади (т.н. джентльменский набор российского "девелопера"). Не заболели ли наши круги? Это был бы наилучший вариант. Наихудший – разводящая пары здоровая строительная машина. Наихудший потому, что новый генплан разрабатывался вне всяких городских стратегий. Знаю это непосредственно от специалистов Ленгипрогора. Но претензии не к ним. Они имеют тот рынок, который имеют. И если есть покупатель не стратегического плана города… Уверен, что ленгипрогоровцы с большим удовольствием осваивали бы заказ Ульяновска, будь тот Техническим заданием от городской стратегии.
—————————————-
(4) – Вячеслав Глазычев занимает множество ответственных постов, среди которых – эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Смотри сайт http://www.glazychev.ru/default.htm.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 2 декабря 2005
28 ноября 2005: о подготовке, принятии и претворении стратегических решений
Группа выдержала аналитическую паузу после отработанного такта "подготовки решения" для администрации области в связи сее намерением иметь на территории т.н. технологический парк. Это намерение может быть истолковано, как минимум, дважды. Первое. Практически каждый регион-лидер в РФ имеет технологический парк. А некоторые из них не в единственном числе и различной направленности. Чтобы выдержать российский стандарт политики "устойчивого развития", необходимо иметь на территории рекомендуемые учреждения. Второе толкование. Решение об учреждении технологического парка имеет для территориальной администрации стратегическое значение.
Анализировать первое нет смысла. Это нормальная, даже рутинная административная работа. Аналитике подлежит второе. А поскольку Группа с самого начала "подготовки решения" о технологическом парке определила его как стратегическое для территории, то и включилась в этап "подготовки" как стратегический (со всеми вытекающими требованиями к "готовящемуся решению"). И при этом не имеет значения, каким образом действуют собственно учредители (их способ действия необходимо принимать как территориальный факт). Имеет значение интерпретация действия. Другими словами, рамка, в которой администрация может оценивать происходящее строительство парка. Понятно, что данная рамка должна удержать стратегичность принятого решения(1). Следовательно, необходимо определить эту рамку с тем учетом, что "подготовка решения" велась вполне технологично, "принятие решения", как тому и следует быть, произошло на административной кухне, а "претворение решения", можно сказать, по большому счету отдано на произвол.
Рамка, в которой только и можно далее анализировать "претворение решения" (и реализацию) – это рамка эксперимента. Нет сомнения, что "технологический парк", как момент жизни (отправления) областной инновационно-технической политики, является здоровой конъюнктурой. При этом конъюнктурный подход, принося дивиденды сегодня, не гарантирует их завтра. Завтра всецело определяется стратегией, разработанной сегодня. В каком смысле и случае учреждение "технологического парка" (ТП) может и должно рассматриваться стратегическим в изменении (повороте) положения дел территории? Только в том смысле и случае, если организационно-учрежденческая активность по поводу ТП будет рассматриваться наподобие лабораторной. Почему? В отличие от множества других оргформ управления – банка, вуза, почты(2) – ТП обладает специфичной внутренней системностью. А именно – технологической системностью. Банк может плохо управлять направлениями финансовых потоков, оставаясь при этом банком. Вуз может плохо управлять ростом человеческого капитала, оставаясь при этом вузом. Почта может плохо управлять информационными потоками и сообщениями, оставаясь при этом почтой. Но технопарк, как говаривал небезызвестный Воланд, не может быть "второй свежести". Организационная форма с названием "технопарк" не есть модификация некой прежней оргформы(3), а есть принципиально новая управленческая технология, не имеющая в истории своих прототипов. Более того, управленческая форма с названием "технологический парк" вводилась именно для изменения положения дел на территории. Банальный пример – Стэнфордский технопарк в Калифорнии, приведший к образованию новой геоэкономической территории – Силиконовой долины. Следовательно, ТП не сам по себе технологический парк, не опосредующее звено между "изобретением" и "рынком", а технология территориального развития. Разумеется, сложно осознать, что развитие системно, и не каждый новационный шаг обеспечивает развитие. Известно, куда мостят дорогу благие дела. Две предыдущие администрации были заняты подобным мощением.
Итак, если решение о ТП есть определенно новационное решение, то его следствия и последствия могут подлежать учету (стратегическому и управленческому учету) и далее коррекции и регулированию только и только при рассмотрении данной акции глазами экспериментатора, при рассмотрении данной акции как лабораторного действия. В противном случае вообще никаких результатов, не говоря об управленческих и стратегических быть не может (они попросту не смогут быть учтены).
Ряд предстоящих заседаний Группы и будут посвящены данной проблематике.
————————————-
(1) – В том смысле, что технопарк должен рассматриваться технопарком области, являться инновационным механизмом по отношению ко всей ее территории. При этом вовсе не значит, что он должен охватить все виды территориальных занятий. Это "противоречивое" требование и есть стратегичность. "Частные" (не стратегические) технопарки на территории уже имеются (при университетах). И они заняты, соответственно, частными задачами своих учреждений и учредителей.
(2) – Именно как управленческих оргформ, а не производственных. Так, банк как производственная оргформа не может действовать без капитала, а вот как управленческая оргформа может вполне. Вуз как производство не может действовать без того же туалета, а как управленческая оргформа может вполне, и даже весьма успешно.
(3) – И банк, и вуз могут вполне быть рассмотрены как исторически эволюционирующие формы. Технопарк как форма есть исключительно проект, изобретение, а не усовершенствованная форма НИОКР или другой, ей подобной .
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 28 ноября 2005
29 октября 2005: к стратегической организации
На одном из прошлых заседаний (15 октября – http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-…htm#15-10-2005) Группа высказывала опасение, что предпринятые администрацией области шаги (пожалуй, впервые за последние десятилетие) в построении механизма управления развитием (в форме инновационно-технологической политики) выдержат необходимый стратегический настрой и уровень. Как известно, опасения сбываются с большей вероятностью, нежели позитивные ожидания. Этому и было посвящено 29 октября очередное заседание Группы .
"Отход" от стратегичности более естественен для жизни Ульяновска, чем "приближение" к ней(16). Об этом свидетельствует тщательно подготовленный к 28 октября Совет директоров (особое партнерство ульяновских работодателей). На этом стоит остановиться чуть подробнее. Два своих предыдущих заседания Группа посвятила инструментам и пространству стратегии. Это – необходимые форматы стратегирования (http://priss-laboratory.net.ru/priss_mainstrateg-group.htm). Состоявшийся Совет директоров, казалось бы, должен был вписаться в еще один формат – формат стратегической организации (там же) – особым образом скоординированные, с одной стороны, коммуникативные взаимодействия "стратегических игроков" и, с другой, их корпоративные устремления. Внешне прошедший Совет вполне коммуникативное мероприятие, вот только воспроизводило оно "лучшие" традиции прошлых времен: разделение зала на президиум и зрителей, череду не связанных общей темой докладов, заранее и не лучшим образом составленные проекты решений и резолюций(17). С точки зрения Группы в стратегическом русле проблем управления развитием удержались всего несколько человек: В.В.Алексейчик – ЗСО, С.И.Морозов – губернатор, М.Н.Скалкин – директор по маркетингу Диатомового комбината, С.В.Юшко – директор по инновациям технопарка "Идея"(18). С.И.Морозов вменил высокому собранию актуальные цель и средства развития территории – вполне в духе последних установок Президента. Эти цель и средства, по мнению Группы, ставят крест на заранее заготовленных решениях аппарата Совета директоров(19). Более того, губернатор внимательнее всех (!) выслушал сообщение С.В.Юшко. И это понятно. Сообщение Юшко также перечеркивает привычные "хотелки" и намерения директоров от науки, производства и торговли. Юшко вкупе со Скалкиным – единственные на совещании директоров, кто продемонстрировал профессиональный подход к теме инноваций(20). А подавляющее большинство демонстрировали явно или кулуарно борьбу за шкуру пока не убитого медведя – будущие большие и малые бюджеты и прочие преференции, которые де обрушатся благотворными осадками на местные поля инноватики(21).
Выводы
1. Группа имела возможность в течение почти двух месяцев наблюдать за первым стратегическим и политическим шагом Ульяновской области. Почему стратегическим и политическим? Потому что у области есть пока единственная официальная концепция – концепция инновационного развития (других, претендующих на статус подобного документа пока нет). При этом остается открытым вопрос, есть ли не официальная, т.е. рабочая концепция инновационно-технологического развития? Другими словами, а был ли проведен действительный анализ положения дел? Была ли поставлена здесь проблема, специфичная только и только для Ульяновской области? Откуда взялись необъятные перечни целей и задач т.н. инновационного развития? Тем не менее, область поимела упражнение в концептуировании. А это необходимое до-стратегическое упражнение (более концептуальных вещей, чем стратегия, вряд ли найти). Следовательно, область сможет (если захочет) извлечь первый опыт интеллектуального управления территорией.
2. Областью сделан стратегический шаг по направлению к эталонам "территорий со стратегической деятельностью"(22). Это, прежде всего, визит в технопарк соседей по Округу. В актив может быть также зачислено и решение о приоритете технологического подхода над административно-учрежденческим в деле становления территориальных механизмов инновационного развития(23). Вот только пока нет (и не предвидится?) преемственности решений, которые готовятся (уже открыто в рабочих группах) и принимаются (еще на закрытых административных кухнях). Таким образом, администрация лишает себя собственных ресурсов, оказываясь в зависимости от корпоративных (пусть даже это ресурсы т.н. "научных корпораций"). Это уже отход не только от стратегичности, но и от политики, как соревнования ресурсов.
3. Области (а точнее ее первому лицу) еще предстоит сделать шаг в сторону "стратегической деятельности с территорией". Что здесь будет принято за эталон? Странно, что пока никак не задействуются (и по мнению Группы даже не учитываются) стратегические разработки Округа, изложенные в целом ряде Докладов Президенту. Есть другие ориентиры? Мы пойдем своим путем?
4. Группа территориальных стратегий, сделав шаг в сторону обозначившейся было стратегии и ее субъекта в лице территориальной администрации, продолжает двигаться к своей собственной цели – к изменению внешней оценки территории со стороны стратегических экспертов(24). Пока эта оценка такова, что Ульяновской области стратегия не нужна. Ни та, что может быть произведена в соответствующих стратегических центрах, ни та, что может появиться ценой неимоверных собственных усилий.
5. Задачи, обозначаемые данными выводами, в конечном счете сводятся к теме стандартов и стандартизации, охватывающей как средства территориального управления, так и средства хозяйствующих и политизирующих территориальных субъектов. Вне стандартизации не может идти речи ни о какой технологии, тем более о технологии хозяйствования в экономическом и политическом контурах ВТО.
^^^вверх
__________________________________
(16) – Слова "отход" и "приближение" взяты в кавычки, т.к. Ульяновск реально не имеет такого управленческого документа, как стратегия. Поэтому и "приближение" к ней дело во многом гипотетическое. В этой связи оказываются не согласованными важнейшие с точки зрения управления развитием шаги и мероприятия. Например, декларирование инновационно-технологической политики, последний визит за опытом в технопарк "Идея", усилия рабочей группы по формулированию техзадания на ульяновский технопарк, только что проведенный Совет директоров и пр.
(17) – Не стоит тратить время на критику мероприятий, где вместо технологий (тех же коммуникативных) царят поверхностные шаблоны и незатейливые стереотипы. Если результаты не должны явиться вследствие сработавшей технологии, а известны заранее, то имеют место быть не технологии, а нечто другое, например, привычно готовящееся и проводимое мероприятие.
(18) – Примеры взяты из разных мероприятий (круглых столов и пленарного заседания) Совета, но связаны между собой, в отличие от всех других, проблематикой и вопросами технологии инновационно-технологического развития.
(19) – К тому же не вполне корректных и грамотных. Но такого рода документы, исполненные в духе советско-административных и учрежденческих традиций хотя еще и имеют место, но не интересны даже для критики.
(20) – Следовательно, в аудитории присутствовали два (!) профессионала. И это не смешно. Термин "профессионал" сегодня применим только в связи с той или иной технологией, гуманитарной или инженерной. В данном же случае, с технологиями инновационного развития.
(21) – И ведь никто из уважаемого собрания даже не заикнулся о своей готовности нести расходы (даже в той неизбежной их части, как в немалых затратах на подготовку персонала, о которых говорил С.В.Юшко).
(22) – Смотри в предыдущих материалах об эталонах (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-….htm#01_10_2005) .
(23) – Имеется ввиду работа над техническим заданием "Ульяновский технопарк" (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-…techno-park.htm).
(24) – В т.ч. экспертов от стратегических инвесторов.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 31 октября 2005
22 октября 2005: к пространству территориальной стратегии
Анализируя текущую ситуацию с территориальной научно-технической политикой (http://ulgov.ru/society/edu/4312ef241708d), Группа пришла к заключению, что идея технопарка, выдвинутая Губернатором(9), обретает зримые черты. Слава богу, пока не в виде строений, служебных помещений, штатных окладов и пр. А в более значимых и существенных чертах – в виде конкретного коллектива разработчиков и тех подходов к делу, которые стоят за каждым из разработчиков(10).
Т.к. Группа взяла на себя добровольную миссию восполнения стратегического дефицита в сфере тех решений, к которым она не безучастна, то заседание 22 октября было посвящено аналитике тех проектных и организационных инструментов, которыми "вооружен" коллектив разработчиков будущего Ульяновского технопарка, собранный под эгидой Администрации. А также тех управленческих технологий, которые не только еще не выступили на первый план, хотя их приоритет безусловен, но и вообще остаются пока вне поля внимания коллектива разработчиков.
Группа исходит из того, что "все возникает внутри систем оргуправления". А если не возникает, или возникает не то, что нужно, то "виной всему системы оргуправления". С другой стороны, чем стратегичнее управление, тем уверенней мы в его "плодах высокой пробы".
На заседании 15 октября было отмечено, что стратегический подход (взгляд, мысль, действие) отличен от "нестратегического" (конъюнктурного, местного, ведомственного…) способностью определить истинный масштаб задачи(11). Данный масштаб, как правило, превосходит первоначально (ситуативно) выбранный(12).
Группа особо выделила необходимость изменения масштаба и способа рассмотрения функциональных взаимодействий будущих игроков (операторов и агентов) инновационно-технологического рынка и персонажей одноименной среды. Коллектив же разработчиков эти функциональные взаимодействия сводит пока к чрезмерно одномерным и упрощенным, вернее сказать – к уплощенным(13). Вряд ли в среде подобных взаимодействий возможно зарождение чего-либо инновационного или технологического. Да и вообще ожидания в отношении среды дело сомнительное, среда – важный, но не первый момент в инноватике. Таким инновационным механизмом территории, представляющим ее и ее представительствующим, могло бы выступить Региональное Агентство инноваций и технологий. Эта идея есть конкретизация формы управляющей компании (см.разработки Группы – http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-…echno-park.htm). При этом форма агентства тогда будет управляющей формой, когда агентство назначается и учреждается не "подведомственными" организациями (например, местными университетскими технопарками), а "внешними" инстанциями. Т.е., не юридическими, а фактическими представителями территории, теми, кто регулирует движение территориальных ресурсов и капиталов (речь идет, разумеется, о капиталах и ресурсах, имеющих отношение к теме инноватики и технологий). Действительно, любое агентство выступает "от имени" ресурсов, необходимых "клиенту". И действительно, в ресурсах нуждается прежде всего территория. Но никак не наоборот(14). Поэтому Агентству, если суждено состояться, предстоит определиться с двумя типами ресурсов:
территориями с инновационно-технологическими деятельностями и
инновационно-технологическими деятельностями с территориями(15).
Главный вывод 22 октября – инновационная и технологическая стратегичность территории во многом состоит в том, что каждый шаг в реализации НТ-концепции скоординирован двумя целями: продвижение к инновационно-технологической деятельности с территорией и продвижение к территории с инновационно-технологической деятельностью.
В этом смысле Поволжское Агентство инноваций и технологий, как точка роста и механизм "технопаркостроения" должно рассматриваться дважды:
как шаг НТ-политики в обретении стратегического инструмента (см. предыдущую новость Группы ТеСт и о проекте Группы ТеСт) в виде инновационно-технологической деятельности с территориями и
как стратегический шаг НТ-политики в становлении на территории определенного разнообразия инновационно-технологических деятельностей.
Последнее может в конечном счете составить пространство территориальной стратегии (см. о проекте Группы ТеСт). Агентство, таким образом, должно являться как территориальным, так и экстерриториальным образованием. Разумно вначале опробовать подобное устройство Агентства на его функциональном макете (см. разработки Группы – о территориальном инновационном механизме). Такой макет, репрезентирующий и отправляющий функции будущего Агентства, может быть отстроен в виде серии проектно-аналитических, сценарных и учебных мероприятий. Как говорится, лучше семь раз отмерить (продумать) и один раз отмерить (сделать).
^^^вверх
___________________________________
(9) – Пока остается открытым вопрос: является ли идея Губернатора органичной частью территориальной Научно-технической политики или есть самостоятельное, отдельное от НТ-политики явление?
(10) – Уже отрадно то, что этот коллектив составляют лица, готовящие решения. Хочется надеяться, что состоится преемственность решений между теми, кто их готовит и лицами, принимающими решения.
(11) – Группа определяет пространством территориальной НТ-программы, как минимум, Поволжский регион. Соответственно, функциональной формой технопарка (как механизма реализации программы) – Поволжское агентство, уполномоченое к инновационной деятельности и операциям с технологиями (в том или ином цикле их жизни).
(12) – Объяснение в том, что чем меньше масштаб задачи, тем меньше интеллектуальной и физической энергии она требует. И эта "экономия" энергии (в том числе, капзатрат) потом идет в оправдание, что "все получилось как всегда, а не так как требовалось". Конечно же, первой страдает суть дела.
(13) – Преимущественно к юридическим и фискальным.
(14) — Возможно потом Агенстсво будет рассматриваться ресурсом территории, в котором будут заинтересованы внешние рынки. При этом Агентство еще должно проиндексировать "внутренние" и "внешние" свои ресурсы наподобие количества звездочек, к которым апеллирует туроператор.
(15) — В этом направлении делает попытку Ульяновская мэрия, собирая информационную базу о "технопаркостроительстве" в России.
^^^вверх
© Виталий Сааков и Группа ТеСт, PRISS-Laboratory, 24 октября 2005
15 октября 2005: к инструменту территориальной стратегии
На очередном заседании в связи с предметизацией бизнес-представителя территории (в предмете различных технологий: управленческих, бизнес-технологий, производственных, гуманитарных…) Группа анализировала расстановку "игроков" на поле научно-технической политики (см.материалы предыдущего заседания). Поле это – государственное. И в смысле масштаба, и в смысле его "разлиновки&q
Красиво))
Ох….еть как интересно. Вот так от темы и уводят.
Получили
удовольствие от прокручивания колесика на мыши. Такие длинные тексты можно читать только за зарплату. Будьте добры, то же самое в паре абзацев из трех предложений. Предложения не более 15 слов.
strizh
Так ведь писал же коротко. Не верят коротким сообщениям…
Что именно Вы
писали? Вы много чего писали коротко. Эту фундаментальную хрень Саакова в простых словах на два абзаца. Плииииз.
Автор
Афигеть, какие тексты. Проблема известная под названием "никому не нужен генплан, так как строить по нему – не строим, а воровать – мешает". На это Стриж намекает? Енто ясно, но строить ваще без плана – получается средневековый татарский город, не в обиду сородичам будет сказано. Так и стратегия нужна, а идеология – уже есть – целых два поста!
грейдер
Пардоньте, друзья, задам ма-а-аленький вопрос: а Сократа-то из вас кто-нить читывал?
Кошелев
Сократа я читал…и читаю, Диалоги у меня на столе домашнем лежат постоянно. Поэтому еще вчера я и протестовал сильно, когда мою попытку скопировать стиль научного редактора журнала Эксперт стали сравнивать с диалогами Сократа и майевтикой.:)
Скорее Платона
читывали и маленько Аристотеля Лаэртского про Сократа.
strizh
Может, вам лучше начать с древних индусов?
Например, «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавачарьи?..
Как раз к столетнему юбилею господина Кошелева точку в диалогах поставите…)))
Ближе к бабкам, пацаны! Тут жулики бюджет пилят, надо успевать!…
грейдер
Спасибо за честные ответы (или, их отсутствие))). Просто на самом деле смешно, когда "попытку скопировать стиль научного редактора журнала Эксперт стали сравнивать с диалогами Сократа и майевтикой.:)". Вот только самйлик, на месте Кошелева, я бы убрал.
Печально все-таки. Как там, у классика? "Друг мой, Горацио, не говори красиво…". Ну, или что-то в этом роде. А у нас вдруг через одного посетители "Улпрессы" на Сократа начинали ссылаться. И это те, кто не прочь бывает кинуть камень-другой в сотоварища, используя при этом крайне фривольную лексику…
Коллеги, не призываю никого хамить и беспредельничать, но и казаться умнее, чем мы есть, не стоит. А?
Не понял,
хвастаем знанием заголовков или платоновских диалогов? Стриж, кыш.
Политик подкузьмил.
Афтар
Ну, блин, тока заговоришь высоким штилем, тока собеседника сеье найдёшь так сразу всех в курилку тянет с мужиками за жисть потрындеть в понятном дискурсе.
Я вот, честно, Сократа не читал, так как он ничего и не написал :(
Жаль, что по существу ничего не пишете, братья. Что интерес вызывает только форма и перец в ней. Ну что ж будем измышлять форму – предлагаю следующий материал троестишьями изложить. Как?
Сократ
вообще предпочитал разговорный жанр, так как, говорили, был не сильно грамотным. Это Платон из богатеньких буратино, грамотный товарищ, ходил за ним и чего-то свое записывал. Как у Булгакова Иешуа сказал про Левия, типа ходит за мной, чего-то записывает, чего я совсем не говорил.
Доктор Хаус
Господа, поясните, (туплю я по ночам) эту новость:
"ДО 26 АВГУСТА КАНДИДАТЫ
баллотирующиеся в депутаты представительных органов местного самоуправления, а также в главы районов, должны подать свои документы в территориальные избирательные комиссии. На проверку «пакетов» закон отводит ТИКам десять дней."
Эт че, я уже не успею подать документы? и кстати что надо чтоб зарегестрироваться?
и еще, тут на Улейграде интервью лимонова про ульск… к чему бы?
http://uleygrad.ru/analitik2058.html
hermes
Почитал первую строку и последнюю…..
чушь какая то
Иванов-кассир
Дохтору. Про выборы скажут опытные, а Лимонов с Немцовым в Ульянске, как и Касьянов, – чушь и отстой, на хрен они Ульянску, на хрен Ульянск им, они по столицам поистрепавшись, без наркозу не могут, а у нас экология и природа недозагаженые. Они здеся сдохнут в два месяца. Стали б летать еженедельно Москва-Ульянск-Москва как Пиарунские-Баковы-Ильинские чтоб тонус себе держать. Без вариантов.