Новый интегрированный предмет “Социальные знания” латвийские педагоги уже давно называют между собой “Сексуальными знаниями”. Создается впечатление, что учебники по этой дисциплине составляли люди, страдающие психическими расстройствами.
“Клубничка” для подростков
…В Ульяновске разгорелся скандал. В руки родителям семиклассников попал новый учебник по Основам безопасности жизнедеятельности. “В переходном возрасте жизнь обогащается новыми чувствами: в человеке зарождается способность любить… При мысли об объекте своего увлечения ощущается наплыв какого–то теплого, будоражащего чувства. Это неведомое вам прежде чувство связано с новой стороной жизни — эротикой”.
Это строки одной из глав этой книги, выпущенной издательством “Просвещение” и рекомендованной Министерством образования РФ. Автор учебника Иван Топоров поднял самые сокровенные темы: “Вы ощущаете, что определенные участки тела особенно чувствительны к прикосновениям. Такие участки называются эрогенными зонами.
“Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение”. Прочитав такое родители возмутились. Учебник был переработан. Это в России. В Латвии такие “топоровы” процветают.
А латвийские родители и в ус не дуют. Из чего можно сделать вывод — в учебники своих детей они не заглядывают. Да и на латышском все эти учебники — поди разберись, чего там понаписано! Хотя попадись группа инициативных пап и мам, напиши они письмо в министерство, глядишь и у нас изъяли бы эту “клубничку”. И пересмотрели бы сам подход к сексуальному воспитанию подростков. Конечно, они должны знать о том, что происходит с их телом и почему оно меняется, и лучше, чтобы об этом рассказал педагог, а не соседские пацаны или девчонки, но сейчас эти уроки превращаются в муку и для учителей, и для детей.
Представьте, сидят 30 подростков 12–13 лет, девочки и мальчики вместе и вдруг Марья Ивановна начинает рассказывать про менструацию у девочек и про поллюции у мальчиков. Как говорят сами педагоги, происходит следующее: бойкие мальчишки, услышав о “женских секретах”, начинают просто ржать, а девочки–ромашки готовы под парту залезть, чтобы спрятаться от липких и горящих мальчишеских глаз. Наблюдая такую картину многие педагоги, чтобы пощадить детей, эти темы дают только в качестве домашнего задания. Учительница, которая принесла мне этот учебник, говорит, что он порождает у детей нездоровый интерес к сексу — они начинают рисовать неприличные картинки и приносить в класс книжки с эротическими фото. Суди сами. Возьмем учебник издательства Raka “Socialas zinības” для 7–го класса.
Про это
Первый же текст из учебника. Тема: “Кто я есть”. “Из этого параграфа ты попробуешь понять себя, а также узнать, что ты будешь изучать на уроке социальных знаний”, — пишут авторы учебника. И предлагают письмо подростка из журнала “Sirups”: “В моей жизни нет никакого смысла. Я — полное дерьмо. Меня бросила подруга. Родители меня не понимают. Все время говорят, что я ничего не делаю, только требую денег. Но что я могу сделать, если я еще только учусь? Я не могу получить работу в своем возрасте! В этом мире значение имеют только деньги”. И дальше, о том, что подружка нашла другого “джека” — с машиной, что учеба идет тяжело, ничего не интересует — ни спорт, ни музыка, ни математика. Как найти смысл жизни, если никто не хочет тебя понять?”
В общем, полный депрессняк. Добро пожаловать в школу, ребята! Этим текстом авторы, очевидно, хотят заинтересовать семиклашек новым предметом. Кстати, не рановато ли про подружку, которая нашла парня с машиной? Авторы учебники считают, что в самый раз для 14–летних детей. Четыре параграфа посвящены половому созреванию и взаимоотношению полов. Эта тема хотя бы возрасту соответствует. Называется она: “Почему я меняюсь”. Опять письма. На сей раз из другого молодежного журнала — “Popcorn”.
“Чао! У меня — большая проблема. У меня — разная грудь. Одна — больше, другая — меньше. Мне стыдно надевать облегающие топики. Что мне делать? Или моя грудь вырастет одинаковой? Может быть, это рак груди? Я в полном отчаянии, чувствую себя как калека…” И еще одну письмо на ту же тему: “Привет! Может быть, другим эта беда покажется смешной, но меня беспокоит, что в последнее время у меня болят соски. Мне 14 лет, и я такой же мальчик, как мои одноклассники. Может быть, у меня растет грудь, как у девочки?”
Почему–то в реальность этих писем верится с трудом. Может быть, их сочинили журналисты из “Popcorn” или авторы учебника? Как–то ведь им надо перейти к эрекции, поллюциям, менструации, аборту и длине полового члена (“Не расстраивайтесь, мальчики, если у вас он небольшой, это еще ничего не значит!” — успокаивают пацанов добрые дяди и тети. Так и хочется добавить: пейте, дети, молоко и кушайте побольше морковки!).
Нашли авторы учебника еще одно письмо — 14–летней Анды. На сей раз источник не указан. Наверное, оно пришло прямо в издательство Raka… В общем, познакомилась Анда на дискотеке с мальчиком, который был на два года старше. Полгода встречались, а однажды после дискотеки мальчик пригласил девочку к себе домой, благо родители уехали. Они, как написано в учебнике — “переспали”. Через месяц пришлось идти к врачу. Узнав о беременности подружки, мальчик стал ее избегать, а мама посоветовала сделать аборт. Мораль? Опять прибегну к цитате: “Презерватив — только одно из средств, которое поможет тебе предотвратить нежелательные последствия сексуального контакта”. Напомним, что речь идет об учебнике для 7–го класса.
Кто автор?
Самое удивительное, что учебник “Socialas zinības” для 7–го класса, как мне пояснила главный специалист по учебникам центра содержания образования и экзаменации Инара Шварца, получил рекомендацию министерства! И это не удивительно — имя специалиста, который отвечает за социальные знания в МОН, стоит на обложке книги. Это — Сандра Фолка. У нее три соавтора — один из руководителей издательства Raka экономист Роман Алхимионокс, а также Гунта Романовска и Анита Ирбе.
Понятно теперь, как пишутся учебники? “Фолкус” прост. Никакой алхимии — Алхимионокс, видно, толковый экономист, знает, основы бизнеса: для того, чтобы книга продавалась, да еще со штампом “рекомендовано МОН”, издательство просто берет в соавторы, то бишь в долю, министерского чиновника. И пошел учебник в магазины — детей–то тысячи, и все они в обязательном порядке изучают социальные знания и вынуждены покупать такие скороспелые учебники.
…А на первом уроке “социальных знаний” в 8–м классе, по словам учителей, будет обсуждаться письмо девочки, потерявшей невинность, которое начинается словами: “Наконец–то это случилось!”. Девочка, очевидно, перечиталась учебника за 7–й класс и на летних каникулах решила попрактиковаться…
Слово учителю. Ирина: “Я тоже преподаю социальные знания в 7–х классах по учебнику издательства “Рака”, и хотелось бы отметить, что ряд параграфов написан очень хорошо: о семейных традициях, о религии, о семейном бюджете. Но что касается взаимоотношений полов — действительно ужасно. Мне кажется, что авторы учебника не понимают главного — нельзя ставить перед подростками проблем, которые они не могут решить просто потому, что у них еще нет соответствующего социального опыта.
К примеру, дается разговор мамы с девочкой, которая влюблена в одноклассника Оскара. А тот влюблен в ее подружку Еву. Девочка рассказывает, что Ева просто использует парня, чтобы он носил за ней портфель и давал списывать задания. Более того, Ева считает, что “ни один джек не стоит того, чтобы в него влюбляться!” Мама объясняет дочери, что, возможно, Ева так считает, потому что ее мать ни с одним из мужчин не имела длительных отношений. Зачем этот текст в учебнике? Авторы ставят перед детьми проблему: правильно ли считает Ева? Уже несколько лет мы обсуждаем с детьми этот текст и каждый раз повторяется одна и та же история: мальчики начинают кричать, что все женщины такие как Ева, а многие девочки убеждены, что к мужчинам так и надо относиться!
Мои попытки сказать о большой и настоящей любви, о высоких взаимоотношениях, о партнерстве и уважении — для них просто пустой звук. Не потому что они испорченные, а потому что у них нет пока опыта взаимоотношений с мальчиками. Многие девочки живут с разведенными матерями, поэтому, как ни старайся учитель, они думают точно так же, как Ева! Хуже всего, что вместо положительного эффекта этот текст дает прямо противоположный эффект — наши девочки специально начинают кричать мальчикам: “эй, джек, тебя надо использовать!”