Подписан контракт на поставку Ту-204СМ авиакомпании «Атлант-Союз»

Авиакомпания «Атлант- Союз» и лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» подписали контракт о поставке 15 среднемагистральных самолетов Ту-204СМ, которые будут произведены на ульяновском самолетостроительном заводе ЗАО «Авиастар-СП» в течение 2011-2012 годов. Сумма контракта по этому типу самолетов может составить 22 млрд рублей. Руководство ЗАО «Авиастар-СП» считает программу выполнимой при условии, если будет достаточное количество заказов на прежние серии Ту-204 в 2010 году, что обеспечит достаточный уровень оборотных средств. Эксперты сомневаются в реальности сроков.

Вчера на авиационно-космическом салоне МАКС-2009 между авиакомпанией «Атлант-Союз» и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) был подписан твердый контракт о поставке по лизинговой схеме 30 самолетов Ан-148, производимых ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», и 15 самолетов Ту-204СМ, производство которых начато на ульяновском самолетостроительном заводе ЗАО «Авиастар-СП».

Как пояснил „Ъ“ генеральный директор ИФК Александр Рубцов, общая сумма контракта составляет 1,2 млрд долларов (38,4 млрд рублей), «самолеты передаются «Атлант-Союзу» в лизинг на 10 лет по стандартной схеме лизинга» (согласно данным сайта ИФК, стандартная схема подразумевает первоначальный взнос в размере 10% и ставку лизинга — до 0,9% первоначальной стоимости самолета. — „Ъ“). Согласно контракту, Ту-204СМ должны быть поставлены в течение 2011-1012 годов. Господин Рубцов отметил „Ъ“, что контрактом поставлены жесткие сроки, которые должны будут исполняться: «Мы должны начать поставлять Ту-204СМ во второй половине 2011 года, а дальше — ежемесячно по одному самолету». Стоимость контракта по Ту-204СМ не разглашается, прямого контракта между ИФК и ЗАО «Авиастар-СП» пока нет. Однако, по данным источника на самолетостроительном заводе, стоимость одного самолета (с учетом дополнительных опций по требовании авиакомпании) может быть порядка 1,5 млрд рублей, всего контракта, соответственно, — 22 млрд рублей, «однако вопрос цены пока еще обсуждается».

Самолет Ту-204СМ является глубоко модернизированной версией узкофюзеляжного самолета Ту-204, на котором устанавливается новый комплекс авионики, модернизируются кабина, шасси и двигатели, в большом объеме используются композитные материалы, вес пустой конструкции должен уменьшиться на 4 тонны. Предполагается глубокий контроль систем самолета, повышенные надежность оборудования и комфорт для пассажиров. Модель приближена к Ту-214, «чтобы снять внутреннюю конкуренцию похожих моделей». В конце июля этого года на «Авиастаре» уже начата работа по сборке новой модели.

Как сказал „Ъ“ исполнительный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев, «задание теоретически реальное, если не произойдет задержки с выдачей конструкторской документации самолета, и если будет достаточный заказ по прежним сертифицированным самолетам серии Ту-204 на 2010 год». По его словам, недостаточное количество заказов может привести к снижению оборотных средств, что, в свою очередь, не даст возможности вкладывать необходимые средства в освоение нового самолета. Исполнительный директор завода считает, что нормальный переход мог бы произойти при заказе на 2010 год 12 самолетов, однако пока программа перехода на Ту-204СМ предусматривает изготовление в 2010 году только 5 самолетов прежних модификаций по уже определенным заказам.

Между тем представитель ОАК выразил уверенность, что «предусмотренное планами ОАК строительство 5 самолетов в будущем году обеспечит нормальную загрузку и плавный переход на Ту-204СМ». Того же мнения и гендиректор ИФК. Тем не менее господин Дементьев отмечает, что «дополнительные заказы самолетов прежних серий помогли бы заводу в случае, если конструкторская документация будет запаздывать».

Аналитик инвестиционной компании «БКС» Севастьян Козицын сомневается в исполнении планов «Авиастара» и ИФК. «Два года — это чересчур оптимистичный срок, на мой взгляд, это протянется лет на пять до полноценной эксплуатации», — сказал эксперт. В то же время он отметил положительную сторону состоявшегося контракта. «Контракт нужен, чтобы компании летали на российских самолетах, но на ближайшие год-два на рынке в них потребности не будет, там провал. Зато через два-три года станет ясно, какие самолеты нужны, и сколько», — отметил эксперт.

Сергей Титов, Ульяновск