ОАО «Локомоскай», входящее в группу компаний «Метапроцесс», планирует наладить в Ульяновской области производство аэростатического термобалластируемого летательного аппарата типа «локомоскайнер» (АТЛА). По сути, «летающей тарелки». Договор о намерениях вчера в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 подписали глава региона Сергей Морозов и председатель совета директоров компании Кирилл Лятс.

По словам Лятса, в течение будущего года «Локомоскай» рассчитывает изготовить экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе. При положительных результатах испытаний прототипа можно будет перейти к созданию линейки аппаратов большой грузоподъемности (до 600 тонн), для выпуска которых предполагается создать в Ульяновске специализированное сборочное предприятие.

Как говорится в сообщении администрации Ульяновской области, «локомоскайнер» предназначен прежде всего для освоения территорий Сибири и Дальнего Востока. Линейка аппаратов грузоподъемностью 40, 60, 600 тонн, разработанная в компании, позволяет решать вопросы транспортировки крупногабаритных грузов в труднодоступные и недоступные районы. Причем эти аппараты не требуют организации наземного комплекса, поскольку способны совершать посадку на открытые площадки без использования мачт и лебедок, а также принимать и отдавать грузы, используя особые подъемно-транспортные механизмы. Различные варианты грузовых контейнеров позволят осуществлять их прямую перегрузку с воздушных аппаратов на железнодорожные платформы, автомобильные полуприцепы и сухогрузы. Грузовые аппараты позволяют перевозить модульные конструкции (например, вахтовые бытовые и производственные модули, агрегаты буровых установок, экскаваторов и др.), а также сухие и жидкие продукты переработки (уголь, синтетическую нефть, метанол и др.), используя стандартные способы упаковки и такелажа. Один аппарат грузоподъемностью 600 тонн способен заменить целый железнодорожный состав (16−22 товарных вагонов или цистерн). Как отметил Кирилл Лятс, у компании уже есть заказчики на «летающие тарелки» среди нефтяных и газовых компаний. Кстати, аппараты могут быть переоборудованы в грузопассажирские, что позволит перевозить (в том числе эвакуировать из зон бедствий и катастроф) большие группы людей – от 270 до 11 тыс. человек единовременно. Возможно использование наружных гондол в виде снаряженных медицинских пунктов и операционных блоков, пассажирских салонов, салонов с каютами (транспортно-туристический вариант), а также подвесок для выполнения специальных функций (пожаротушения, спасательных операций в зонах стихийных бедствий, для целей оборонного комплекса, связи и т. п.).

«Локомоскайнер» относится к летательным аппаратам, которые легче воздуха. У него такой же принцип работы, как и у дирижабля. Но, в отличие от традиционных дирижаблей, весь объем которых заполняется гелием, внутри оболочки данного летательного аппарата имеется два объема: один заполнен гелием, второй – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. Гелий обеспечивает практически «нулевую плавучесть» изделию, горячий воздух – его подъем или опускание. Оболочка мягкая, закрепляется на основном несущем элементе термоплана, имеющем форму тора. Дискообразная форма оболочки повышает его аэродинамические качества и уменьшает его габаритные размеры по сравнению с традиционными дирижаблями сигарообразной формы. Однако новый аппарат имеет форму диска, которая значительно повышает его аэродинамические качества.

Комментарий эксперта

Сергей Морозов

губернатор Ульяновской области

Правительство Ульяновской области окажет содействие в реализации данного проекта на территории региона и в соответствии с региональным законодательством рассмотрит возможность присвоения проекту статуса приоритетного, с предоставлением льгот по налогу на имущество организаций и установлением пониженной ставки налога на прибыль организаций.