Урбанизация – это процесс увеличения количества населения в крупных городах, что порождает ряд специфических проблем, главная из которых – транспортная. Современные города расширяют свои границы, и, как следствие, – множатся транспортные средства, возрастает скорость их передвижения, увеличивается число ДТП.

Берегись автомобиля!

Нынешним летом утренние новости на «Радио России», как правило, начинались одним и тем же: сообщением об очередной крупной автомобильной аварии. Машины сталкивались, переворачивались, падали в пропасть – это происходило на юге России, в средней полосе, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Жертвы исчислялись десятками, пострадавшие – сотнями. Наш регион в этой печальной статистике шел в ногу со всей страной: на дорогах ульяновской области также гибли и калечились люди.

Можно с уверенностью сказать, что 2009 год войдет в историю как год завершения автомобилизации России. Несмотря на заявления автодилеров о том, что продажи транспортных средств, по сравнению с докризисным периодом, сократились не менее чем на 45%, автомобилей на дорогах не становится меньше. В нынешнем году количество автомобилей в России достигло 35 миллионов!

Львиная доля грузовых и пассажирских перевозок в стране теперь осуществляется автомобильным транспортом. Однако ни российские дороги, ни наши города оказались к этому не готовы.

Неужели проблема эта не имеет приемлемого решения, а автомобильному транспорту и впрямь нет альтернативы?

Эх, дороги…

Дорожные пробки на улицах Ульяновска стали явлением обычным. Ульяновск – типичный российский город, в котором, как в капле воды, отразились транспортные проблемы страны. Не рассчитанная на большой поток машин дорожная система то и дело дает сбои. А это не только осложняет сегодняшнюю жизнь горожан, но и мешает городу развиваться. К примеру, реализация планов по застройке в Засвияжье микрорайона «Запад-1» может привести к тому, что Московское шоссе станет вообще непроездным и превратится в одну сплошную пробку.

Городу необходим комплексный план модернизации всей дорожной сети, включая внутриквартальные дороги и внутри-дворовые территории. Жилые кварталы, построенные в 5060-х годах, были рассчитаны на 1-2 автомобиля возле дома. Сейчас в каждом дворе – десятки машин. Перепланировка дворовых территорий в микрорайонах многоэтажной застройки – процесс неизбежный.

Необходимы парковочные «карманы» и бесплатные стоянки вдоль всех основных автомагистралей. Возможно, есть смысл рассмотреть целесообразность появления в центральной части города платных стоянок.

Нужны, наконец, элементарные расчеты того, какой должна быть планировка дорожной сети города, обеспечивающей максимально безаварийную езду и оптимальную парковку. Выполнить такие расчеты могло бы специально созданное учреждение – логистический центр под рабочим названием «Безопасный город». Специалистов для такого учреждения несложно найти в лабораториях и на кафедрах УлГУ или УлГТУ.

«Тачка» на приколе

Принято считать, что источником головной боли для сотрудников автомобильной инспекции является мчащийся автомобиль. Основные «грехи» водителей общеизвестны: превышение скорости, нарушение правил дорожного движения, вождение в нетрезвом виде и т.п. Однако неменьшее количество проблем создает припаркованный автомобиль.

Английское слово «parking» означает специально оборудованное место для стоянки автомобиля. Но у нас – по-другому. И если, согласно известному анекдоту, для российского шофера «дорога» – это то место, по которому он собирается проехать, тогда, соответственно, «парковкой» у нас считается место, где он приткнет свой автомобиль на стоянку. Любому пешеходу известно, что таким местом у нас может оказаться не только пешеходный переход («зебра»), тротуар или газон, но и детская игровая площадка.

Беспорядочная парковка присуща и профессиональным водителям, и автолюбителям. Разборчивостью не отличаются ни посетители медучреждений, ни даже сами врачи. Вот только один пример: тротуар между женской консультацией и детской поликлиникой на ул. Кирова, 20, давно превратился в проезжую часть и место парковки.

Местами скопления припаркованных автомобилей становятся территории вблизи офисов учреждений, фирм и общественных организаций. Таинственное учреждение на ул. 12 Сентября, 99 (официальной вывески нет, лишь за оконными стеклами просматривается слово «Берег»), не мудрствуя лукаво, превратило в «парковку» для своих сотрудников и клиентов большую часть тротуара и весь газон под окнами, варварски утрамбовав его до железобетонной твердости. Тротуар и площадка перед торгово-офисным центром «Созвездие» на ул. К. Либкнехта тоже нередко бывают густо уставлены иномарками. Понятно, что такие «проблемные места» можно встретить во всех районах города. А ведь по закону каждое городское учреждение обязано обеспечить своих клиентов парковочными местами в достаточном количестве.

Иные учреждения становятся заложниками бурно растущего города и вынуждены расплачиваться за давние ошибки планировщиков. Например, расположенное напротив упомянутой фирмы «Берег» почтовое отделение №63 вообще не имеет цивилизованных подъездных путей: служебные автомобили сюда могут добраться только через газон или тротуар.

Комплексная оптимизация городской инфраструктуры на основе долгосрочного планирования позволила бы постепенно решить многие транспортные проблемы. К примеру, большое скопление автомобилей периодически случается возле комплекса зданий СИЗО на перекрестке улиц 12 Сентября и Куйбышева. Очевидно, что это пенитенциарное учреждение следовало бы вывести за городскую черту. Понятно, что такое – радикальное – решение требует серьезных затрат, но сегодня решение любой проблемы начинается с определения «цены вопроса».

Бесспорно одно: кое-как припаркованный автомобиль мешает всем (а то и загораживает проезд каретам «скорой помощи», спецмашинам), и его водитель или владелец должен ответить по закону. Вот только ни чиновники районных администраций, ни сотрудники ГИБДД реагировать на эти нарушения почему-то не спешат.

Постой, паровоз…

Сравнительно новые троллейбусы в левобережье вносят существенный вклад в решение транспортных проблем горожан. В правобережье на протяжении уже многих десятилетий бодро стучат по рельсам трамваи.

Кстати, о рельсах: половина всех ныне существующих в России железнодорожных путей была проложена до 1916 года.

Вторая половина появилась при советской власти. А вот с 1995 по 2008 годы протяженность железнодорожных путей сократилась в нашей стране на 1 тыс. км – с 87 до 86 тысяч.

Ульяновская область «чугунные рельсы» осваивала вместе со всей Россией, причем весьма успешно. Да вот беда: за годы Советской власти здешние железные дороги так и не были электрифицированы. Впрочем, многих эта проблема не смущает – был бы спрос на железнодорожные перевозки. Например, в государствах Балтии (бывших «наших» республиках Прибалтики) наряду с электричками широкое распространение получили дизельные поезда. На них тамошние жители запросто ездят из одного города в другой на работу. У нас – иначе. Когда несколько лет назад ульяновские железнодорожники впервые получили рельсовый автобус, то сначала несказанно обрадовались, но вскоре выяснилось, что для нового современного транспортного средства нет подходящего маршрута. Увы: на местных поездах у нас нынче ездят в основном рабочие-железнодорожники и дачники-пенсионеры.

В последнее время бурно развивается пригородная зона Ульяновска – в основном, за счет частного жилищного строительства. А каким транспортом приезжают в город новоселы? Одни – на собственных автомобилях, другие – на вездесущих наших маршрутках-«Газелях». А почему бы не рассмотреть вопрос более активного использования удобного и недорогого железнодорожного транспорта?

В самом Ульяновске железная дорога проходит через все четыре района, но в решение транспортных проблем горожан своей лепты почему-то не вносит. А как в других городах мира? Например, общеизвестно, что главной туристической достопримечательностью Берлина является не Рейхстаг и не Бранденбургские ворота, а… городская железная дорога. Да-да! Гордостью одних городов является метро («сабвей»), а берлинцы любят и лелеют свою железную дорогу.

Конечно, автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Но не следует забывать, что автомобиль – это неотъемлемая часть «американской мечты». США – страна молодая. Там городские улицы и вся дорожная сеть изначально рассчитаны на машины и мотоциклы. Иное дело – Европа. Жители Старого Света активно используют общественный транспорт, в том числе железнодорожный, а также морские паромы и еще велосипеды. Так они отвечают на вызов урбанизации. А вот на наших забитых машинами улицах ездить на велосипедах решаются только самые отчаянные экстремалы.

Мы – россияне, жители Симбирского-Ульяновского края. Мы стараемся гордиться своей историей, и во многом нам это удается. Но ведь в нашей истории были не только царь Алексей Михайлович и воевода Богдан Хитрово. Были там и братья Черепановы, и создатели крупнейших в мире волжских пароходных компаний. Тогда урбанизация только-только начиналась. И наши предки умело противостояли сопровождающим ее проблемам, неустанно прокладывая железные дороги и строя пароходы.

Владимир Янушевский