Была в свое время популярной бодрая оптимистическая песенка со словами: «Барабанит дождь по крыше, человек из дома вышел, посмотреть на жизнь поближе вздумал с утра. Человеку много ль надо? У него на сердце радость, он смеется снегопаду, солнцу в небе и ветрам!»

К сожалению, в течение всего года мы из дома выходим по строго определенным маршрутам: дом, работа, школа или детсад. И только с наступлением тепла рвется горожанин за пределы привычной жизни в поисках новых ярких впечатлений. Канары и Мальдивы манят олигархов, берег турецкий заполонили те, у кого доходы чуть выше средних. Те и другие тратят немалые деньги, чтоб на людей посмотреть, себя показать, на заморские чудеса полюбоваться. Хотя и в своем отечестве чудесных мест предостаточно, не просто полюбоваться, восхититься есть чем. Молодые ульяновцы Сергей и Анна Беззубенковы этим летом отправились с друзьями в Карелию… на велосипедах.

– Моментами было очень тяжело, -говорит Анна. – Я даже подумывала: не вернуться ли домой? Нагрузки очень большие, где мы – на велосипеде, где велосипед – на нас.

– Но в итоге, – подхватывает Сергей, – все окупилось сполна. Мы побывали в таких заповедных сказочной красоты местах, столько интересного увидели, можно сказать, в другую жизнь попали. Цель у нас была – добраться до острова Кижи, но по дороге маршрут менялся несколько раз, слишком много любопытного встречалось в пути.

– Не страшно было: места-то лесные?

– Поначалу, – смеется Сергей, – боялись диких зверей. Карелия славится множеством медведей, даже город там называется Медвежьегорск. И появление медведя в поселке – не какое-то особое событие, они периодически навещают жителей. Нам, к счастью или несчастью, с ними повидаться не удалось.

– А люди к вам как относились?

– Люди там совершенно другие. Осталась, видимо, в них вековая новгородская закалка. Они привыкли жить небольшими поселениями и рады любому новому лицу. Встречали очень радушно. Проблемы у них с нами одинаковые – промышленности практически не осталось, зарабатывают на промыслах, рыбу ловят, дерево обрабатывают.

– Пообщавшись с ними и увидев природу, не изуродованную руками человека, – говорит Анна, – я пришла к выводу, что каждый хоть раз в жизни должен побывать там. У нас питьевая вода кончилась, остановили грузовую машину, спрашиваем, где здесь поблизости можно воды набрать. А водитель рукой на Онегу показывает: а это вам чем не вода? Там реки и озера такой чистоты, что на четыре метра в глубину дно видно. Местное население эту воду пьет, и мы пили с удовольствием.

– До Кижей-то добрались?

– Добрались. И первое, что удивило, – много туристов, но в основном зарубежных. Наших очень мало. Сколько мы там пробыли, русскую речь практически не слышали. И возраст у них в основном пенсионный. Обидно даже – такая красота, а россияне ее не видят. И еще раз о гостеприимстве. В Кижах туристам на ночь оставаться не разрешают, а мы не знали, что Кижи – остров-музей. Никаких палаток, никаких костров – строго запрещено. Пришлось познакомиться с местной милицией. Объяснили, что мы здесь в первый раз, что мы – врачи, а не бродяги, и, представьте себе, нам разрешили остаться!

Приятно удивила деликатность местных стражей правопорядка, вежливость и даже приветливость. Нет ни грубости, ни озлобленности. Обижали нас только комары, они там злющие, никакие современные средства их не пугают, и, если на нашего комара замахнешься, он улетит, то тамошние едут вместе с тобой на велосипеде и получают двойное удовольствие: и катаются, и кусают.

Были мы в деревне старой новгородской постройки – старинные огромные рубленые дома с высоким цоколем, маленькими окошками и въездом для телеги. Представьте себе, что ни электричества, ни радио там нет, живут по солнышку, по старинке. В общем, много чудес, но еще не все мы посмотрели в этом заповедном краю. На будущий год планируем приобрести плавсредство, и снова – в Карелию.

Беседовала Галина Антончик