Не так давно в галерее Союза художников в Ульяновске одновременно экспонировались две выставки – известного на весь мир сюрреалиста Сальвадора Дали и скромного ульяновского живописца Анатолия Ермакова. Несмотря на несопоставимость их таланта, почему-то посетителей было больше у картин нашего земляка: публика предпочла родные волжские пейзажи фантасмагориям знаменитого испанца. Один их посетителей записал в Книге отзывов: «Спасибо Анатолию Ермакову за то, что его картины оберегают нас от мира виртуальности и хаоса, успокаивают душу, доказывая, что мир реален и адекватен, что есть нечто постоянное и правильное, как жизнь простого человека».

О том, что такое вечные ценности, о роли художника в современном обществе, по просьбе редакции газеты размышляет сам Анатолий Ермаков, в этом году отпраздновавший свое 60-летие.

– Согласен, мир – реален и адекватен, при всем при том, что человеческое сообщество в развитых странах сегодня заражено вирусом потребления, перспективой фантастических возможностей новейших технологий, информационным пространством Интернета, всеобъемлющим влиянием телевидения и.д. Просто природа берет свое, и мы возвращаемся к истокам, к простым человеческим ценностям, – там нам комфортнее, спокойнее и увереннее в своих силах. Особенно это ощущается сегодня, в период глобального мирового кризиса, когда каждый из здравомыслящих людей определяет для себя приоритеты дальнейшего жизненного пути. А это – любовь к отчему дому, укрепление семейных ценностей, порядочность и честность во взаимоотношениях с окружающими, доброта и милосердие по отношению к тем, кому не повезло в жизни.

Мне, я считаю, повезло. И с местом рождения (в волжском селе Александровка, с ее уникальной природой и необыкновенными жителями), и с первыми учителями в профессии – преподавателем Ульяновской художественной школы Ю.В.Павловым и замечательным художником А.И.Дягилевым, и с работой в Ульяновских художественно-производственных мастерских, которыми я руковожу почти 25 лет, и где судьба меня свела с талантливой плеядой мастеров, поистине народных художников – А.В.Моториным, В.А.Сафроновым, И.В.Лежниным и другими.

В свое время поэт Евгений Евтушенко написал: «Поэт в России – больше чем поэт!». На мой взгляд, эти слова относятся к представителям любой творческой профессии, если они хотят добиться определенных высот. Тот, кто замыкается в себе, в своем творчестве многого не достигнет. Художник черпает вдохновенье от общения с друзьями, с людьми разных социальных групп и профессий, проблемы которых должны восприниматься близко к сердцу. Свое мнение на ту или иную общественную проблему люди высказывают, как могут: кто – с трибуны парламента, кто – на митинге, кто – на кухне. Художник «высказывается» в своих картинах, и в этом его сила.

Да, я застал то время, когда в тематические планы работ нашего творческого союза партийными властями вписывались строки о том, сколько картин с изображением Ленина (или Гая, или Варейкиса, или Гимова) нужно нарисовать, каким образом отразить трудовые победы советского народа. Даже скромный пейзаж иной раз подвергался цензуре, особенно тогда, когда на фоне сельской природы проглядывалась незатейливая церквушка.

Сегодня это – в далеком прошлом. Как и бесплатные квартиры, и мастерские, и выгодные госзаказы от властей, которыми они «благодарили» нас, творческих людей, за лояльность. Тем не менее, художнику работать сегодня намного интереснее – есть право выбора в творчестве, никто не диктует тебе, что и как нужно отображать, какими профессиональными методами пользоваться.

Правда, есть издержки и в нынешнем времени. Помнится, при губернаторе Шаманове некий г-н Пиорунский, его зам, пытался «оттяпать» у нас здание на улице Гончарова, где располагается галерея Союза художников. Он, этот зам, был большим любителем «прихватизации» и азартных игр. Казино, видите ли, хотел вместо галереи открыть. Слава Богу, помог нам тогда Борис Иванович Зотов, спикер Законодательного собрания, отстоял здание.

Конечно, есть проблемы некоторой коммерциализации искусства, бытовой неустроенности молодых живописцев и скульпторов, но ведь такое было во все времена – талантливым людям извечно помогали или государство, или просвещенные меценаты. Так и сейчас система грантов или госзаказов в какой-то степени позволяет художникам раскрывать свой талант, а частные и благотворительные фонды, пусть неспешно создаваемые в том числе и у нас в Ульяновске, помогают творить даже в кризисные времена.

Знаете, о чем я сегодня размышляю? О наведении мостов между людьми! Об объединении для преодоления трудностей. И потом – трудности, жизненные препятствия не только объединяют людей, но и закаляют их, заставляют справляться с такими проблемами, которые в обычные времена никогда не решишь. Вот посмотрите, два десятка лет мы не могли у себя в Ульяновске возродить кафедральный собор, а сегодня каким величественным памятником возвышается он над Свиягой?

А мостовой переход через Волгу? Этот долгострой, казалось бы, завис над рекой навечно, а сегодня он практически сдается в эксплуатацию.

Представляете, повсюду – кризис, безработица, неурядицы, а мы сумели отвоевать для города у тяжелейшего времени такие замечательные объекты! Не важно, чья персонально это заслуга – государства, губернатора ли, депутатов или сенаторов, – это наша общая победа. Да, кто-то выбивал средства, кто-то проектировал, кто-то строил, но все мы, ульяновцы, вселяли в этих людей надежду, придавали им силы, заражали энергией и целеустремленностью.

Как бы ни было трудно, лично для меня, например, главным остается одно – способность работать, не ощущая усталости, оптимизм, открытость души и сердца к многообразию жизни – то, что составляет существо человеческой индивидуальности и является основой жизнеутверждающего искусства.

Что же касается нынешней ситуации, то я еще раз повторюсь: наступило время наводить мосты!