Гость августовского номера – Заслуженный строитель России, директор МУП «Стройзаказчик» Александр Шканов.
Александр Иванович Шканов родился в городе Инта Коми АССР в 1955 году. Окончил Ульяновский политехнический институт (строительный факультет). Работал проектировщиком в Гипробытпроме (Кемерово), инструктором Ленинского райкома партии Ульяновска. В Управление капитального строительства Ульяновского Горисполкома пришел в 1985 году, занимал должность заместителя начальника по проектированию и директора моста, главного инженера, директора. Параллельно с 2001 по 2004 годы работал председателем Комитета по строительству мэрии Ульяновска. С 1996 года – директор МУП «Стройзаказчик».
Александр Иванович, как вы попали в Ульяновск?
– Мы с братом всегда хотели быть строителями. Помню, еще в детстве любили смотреть, как работает наш дед-плотник. После школы собрались поступать в Ульяновское военно-техническое училище: нас убедили, что оно со строительным уклоном. Но как только мы узнали, что никакого строительного профиля там нет, развернулись и отправились подавать документы в политехнический институт на стройфак.
– А чем вам запомнилась учеба в институте?
– Запомнилось все! Сокурсники, преподаватели, «картошка», стройотряд, практика. Особенно преддипломная, во время которой я работал в проектном институте – сначала на полставки, а затем и на полной. Эта практика и определила мое будущее, она повлияла на мой выбор при распределении по окончании вуза. Я уехал в Кемерово, стал работать в филиале Гипробытпрома. Мы проектировали очень интересные объекты от Тихого океана до Урала и Туркмении. А через пять с лишним лет вернулся в Ульяновск и больше отсюда уже не уезжал.
– У Управления капитального строительства Горисполкома Ульяновска, впоследствии реорганизованного в МУП «Стройзаказчик», богатая полувековая история. В книге, посвященной 50-летнему юбилею предприятия, вы рассказали, что, поступив сюда на работу 24 года назад, «попали, как кур в ощип»…
– Это точно! Дел тогда навалилось с лихвой. А я по характеру такой человек – если мне поручили дело, не могу его не выполнить, не могу не разобраться в сути вопроса. Так что первый год бегал, как заведенный. Потом, разобравшись в специфике работы, стал работать увереннее и спокойнее.
В целом советские годы были золотым временем для единой городской службы заказчика! Шла активная комплексная застройка: за полтора года сдавали жилой микрорайон, возводили объекты соцкультбыта – детские сады, школы, больницы.
Наше предприятие занималось и Ульяновским центром микроэлектроники, и «Авиастаром». Вели с нуля Ульяновский госуниверситет.
Наше предприятие сыграло решающую роль в развитии города, особенно в эпоху больших строек, приуроченных к юбилеям Ленина, началу строительства моста. Как заместитель директора по проектированию УКСа Горисполкома, я занимался перспективой развития города. Был первым директором волжского моста. А спустя два года – уже главным инженером УКСа. В то время я познакомился с крупнейшими московскими проектными институтами, мы вели проекты мощных инфраструктурных объектов. Только представьте, стоимость нового водопровода в те времена достигала 28 млн. рублей, канализации – 21 млн. В ценах восьмидесятых годов!
Сейчас это миллиарды рублей. Я детально изучил всю инженерию города, хоть ночью разбуди, расскажу, где какой водопровод, канализация, теплосети, что там нужно делать в перспективе.
Много было работы по подготовке площадок, исходных данных для новых микрорайонов: любая стройка начинается с заказчика. Прежде чем строители выйдут на площадку, проводится разработка технических условий, предпроектные проработки. Это порой незаметная, но сложная и очень нужная работа, от которой зависит дальнейшая судьба любого объекта.
В принципе, весь ульяновский строительный комплекс того времени «замыкался» на нашем предприятии: развитие города всегда начинается с перспективы.
– Как ваше предприятие выдержало испытание рыночными реформами?
– Девяностые годы действительно были непростыми для нашего коллектива. Госзаказ иссяк, федеральное финансирование прекратилось, у строительного комплекса наступил кризис. Но даже в сложных условиях предприятие не остановило работу. Помогло сотрудничество с Ульяновским автозаводом. Его директор Юрий Исаев был социально настроенным руководителем, часть прибыли направлял на строительство жилья для своих сотрудников. В то время мы построили порядка 50 тысяч квадратных метров жилья для автозаводчан!
В начале девяностых наше предприятие совместно с ООО «ЖСК Жилстройинвест» разработало перспективные и принципиально новые методы и источники финансирования. Например, выпуск облигаций жилищного займа позволил сдать в эксплуатацию много жилья. С помощью накопительной системы человек мог в течение двух-трех лет приобрести квартиру, это было очень здорово. Жаль, наши конкуренты неправильно преподнесли это властям, и хорошее дело «зарубили»…
В девяностые мы также сдавали объекты соцкультбыта. В это время мы построили много значимых объектов – Детскую многопрофильную больницу, новый корпус онкологической больницы, два корпуса госпиталя ветеранов войн, палатный корпус областной клинической больницы и т.д. Сдавали по школе каждый год, а в 1996 году – даже две. 1997-1998 годы запомнились рядом важных и больших для города дел. Мы реконструировали Дом ребенка, перепрофилировали профилакторий «Надежда» под травматологический центр, ремонтировали роддом медсанчасти УАЗа, и ко Дню города область построила лабораторный корпус детской многопрофильной больницы. В 2000 году ко Дню Победы был сдан новый корпус госпиталя ветеранов войн.
Строительство и реконструкция обелиска Славы – это тоже заслуга нашего коллектива. Вспоминается и пешеходный мост через Свиягу. К 2000 году старый деревянный мост практически сгнил, его закрыли, один пролет разобрали. Люди возмущались, многие стали ходить по замерзшей реке. Мы построили новый мост всего за четыре месяца, с минимальными финансовыми вложениями.
В копилке наших объектов того времени – памятник российским солдатам, воевавшим в Чечне, Областная типография, станция скорой помощи и многое другое.
– А чем живет коллектив МУП «Стройзаказчик» сегодня?
– Сейчас у предприятия непростой период. Но профессионализм и опыт наших специалистов по-прежнему востребованы городом. В 2007 году, например, Ульяновску была выделена крупная сумма из федерального бюджета на капитальный ремонт дорог. А мы осуществляли технический надзор за этой большой работой. Сегодня продолжаем заниматься дорогами, уже достигнута договоренность о совместном сотрудничестве с департаментом автомобильных дорог правительства области. По-прежнему занимаемся инженерными сетями, канализацией, водопроводами, берегоукреплением, противооползневыми мероприятиями, совместно с горархитектурой готовим материалы по перспективной застройке Ульяновска. Мы принимали участие в разработке нового генплана Ульяновска, проводили экспертизу по инженерным сетям. Очень интересная работа!
В прошлом году мы построили инженерные сети для Заволжской промзоны, где сегодня возводят завод SABMiller. «Стройзаказчик» провел масштабную работу, которая продолжается и в этом году.
Деятельность МУП «Стройзаказчик» ведется по нескольким направлениям. Есть специалисты, которые проводят технический надзор над строительством, ведут подготовку исходных данных, работают с экспертизой. У нас очень сильная финансово-бухгалтерская группа, которая работает с бюджетными деньгами – очень сложное и ответственное дело, в котором важно не только правильно провести оплату бюджетных средств, но и правильно спланировать и определить назначение объекта для его финансирования, а затем правильной передачи на баланс эксплуатирующим организациям.
К нам часто обращаются за консультациями другие инвесторы. Так, мы помогали с реализацией проекта строительства центральной части города на улицах Карла Маркса, Железной Дивизии, жилых домов на улице Красноармейской, в микрорайонах Засвияжья, Киндяковки, микрорайоне «Искра». Помогаем и нашим коллегам из сельских районов –в частности в Чердаклах при строительстве двух заводов MARS.
Вся основная – «черновая» – работа по обманутым дольщикам тоже легла на МУП «Стройзаказчик». Мы уже три года вплотную работаем в данном направлении. Еженедельно я встречаюсь с людьми, обманутыми не только «Капстроем». К нам приходят и другие дольщики: «Помогите достроить!». Данная работа проводится под патронажем областной и городской администраций. Хорошо, что эти люди не брошены на произвол судьбы, как это подчас бывает в других регионах.
Благоустройство города – еще одна сфера деятельности МУП «Стройзаказчик». Я поддерживаю усилия властей в плане благоустройства, сам порядок люблю.
В год 360-летнего юбилея Симбирска-Ульяновска были установлены такие интересные объекты, как светомузыкальный фонтан у Мемориального центра и памятник основателю города Богдану Хитрово. Эти два объекта вел и сдавал в эксплуатацию наш МУП «Стройзаказчик». В прошлом году ко Дню города мы отремонтировали фасад нашего здания. Планируем завершить ремонт внутри помещений, согласно предписанию Комитета о культурном наследии. Планируем установить около здания красивый забор, клумбы разбить.
– Кто оказал на вас наибольшее влияние?
– Для нас с братом – это, в первую очередь, родители, простые работящие люди. Наш отец Иван Евдокимович, ныне покойный, в 17 лет ушел на фронт, дошел до Праги, семь раз был в разведке, имел боевые награды. Он – десантник, совершил почти 80 прыжков. Мама работала поваром в школьной столовой, она нас с семи лет приучала к труду. Мы с детства умели мыть полы, готовить, убирать за собой. Мама так и говорила: «Когда вас призовут в армию, вы должны уметь все. Чтобы я за вас не краснела!». Наша мама живет здесь, в Ульяновске, дай Бог ей здоровья. Очень благодарен своим наставникам: Геннадию Николаевичу Черкасову, Вячеславу Федоровичу Ярошу, Владимиру Ивановичу Азракову.
– Много ли у вас общего с братом?
– С братом мы похожи и внешне, и по характеру. Но в чем-то разные. В быту я намного свободнее, во мне есть какая-то артистичность, творческая жилка. Я, например, очень ответственно и с юмором готовлю поздравления своим знакомым юбилярам. Михаил – более серьезный. Но мы оба – Девы, оба целеустремленные, можем держать удар. А в жизни и мне досталось, и ему… А вообще, близнецы – особая категория людей. Это же одно целое. Мы друг за друга очень переживаем.
– Как вы отдыхаете?
– Я, честно говоря, ни разу не был за границей. Люблю отдыхать в России! Когда жил в Кемерово, ездил в тайгу: там такие места!.. На Алтае был, места там тоже шикарные. Очень понравилось на Кавказе, в прошлом году отдыхал в Кисловодске.
Дети любят отдыхать вместе со мной, потому что все заботы беру на себя. Мне не в тягость и обед приготовить. А щи, картошка тушеная, окрошка, даже «зимний» салат получаются со своей спецификой.
У меня большой фруктовый сад. Люблю им заниматься, хочу сделать там уютный уголок. Отдых – это ведь смена занятий. Мне нравится отдыхать активно. Встаю в пять утра, обязательно работаю в саду. Сейчас делаю подпорную стенку из блоков, зимой убираю снег.
Очень люблю театр, состою в Попечительском совете областного драматического театра, у меня теплые дружеские отношения с артистами, есть своя фотогалерея в нашем театре.
– У вас трое детей. Кто-то из них пошел по вашим стопам?
– Я рад, что сын Сергей и дочь Ирина, а также зять Евгений работают в строительной отрасли. Надеюсь, что младший сын Иван и внуки Александр, Ярослав, Сергей, а может быть, и Марина, когда подрастут, тоже продолжат династию строителей.
– Какие перспективы развития своего предприятия вы видите?
– Главное, что есть перспектива у строительного комплекса Ульяновской области. Да, объемы упали, но у ряда компаний – хороший задел, можно будет строить и дальше. Беда только, что жилье сейчас мало востребовано, ипотеки нет.
А наша организация нужна будет в любом случае. Конечно, хотелось бы, чтобы у «Стройзаказчика» были те же функции, что в свое время у Управления капитального строительства Горисполкома.
Спросите любого ветерана-строителя, и вам скажут, что единый городской заказчик по-прежнему необходим. Для того чтобы развивать инженерные сети – в масштабах и с учетом интересов всего города, чтобы координировать строительство объектов бюджетной сферы и частные инвестиции, чтобы принимать решения, которые бы устроили и застройщиков, и город, чтобы вести грамотную градостроительную политику.
Наше предприятие можно условно назвать «мозговым центром» по комплексной застройке города. Мы по-прежнему видим город в перспективе, досконально знаем, в каком направлении развиваться Ульяновску дальше. Вот за это я и люблю свою работу.
Татьяна Задорожняя
Большевик
Интересно было бы прочитать про самый знаменитый объект "Стройзаказчика"- "Ледовый дворец"