КТО МЫ, УЛЬЯНОВЦЫ? ЧЕГО БОИМСЯ? О ЧЕМ МЕЧТАЕМ? НА КОГО РАССЧИТЫВАЕМ В ВОПЛОЩЕНИИ СВОИХ ПЛАНОВ? Ответы на эти и множество других вопросов дает исследование кафедры социологии и политологии УлГУ, выполненное в рамках российского проекта «Социокультурный портрет региона».

САМОЧУВСТВИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ

Ульяновская область – это 250 км с севера на юг и 280 км с запада на восток. Наши 37,2 тыс. кв. км общей площади – всего лишь 0,22% от площади Российской Федерации. Но у нас есть Волга (ее протяженность по области – более 200 км), приличные запасы минерального сырья, лес (он занимает 28% территории), черноземы (25,6% от всей ульяновской пашни). Мы один из российских центров авто- и авиастроения. А доминирующим способом производства можно считать индустриальный: его доля в валовом региональном продукте (по состоянию на 2007 год) приближается к 38%, с ним связаны более 42% занятых в экономике региона.

Согласно последней всероссийской переписи, население Ульяновской области составляет 1382,3 тыс. человек (данные 1 января 2003 года). 73,2% из них – горожане. 72,8 % – русские, 11,4% – татары, 8,3 % – чуваши, 4,4% – мордва, 1,3% – украинцы.

Но важно не только, какие мы и что имеем, но и кем себя ощущаем. Исследователи отмечают, что далеко не всегда объективные показатели качества жизни характеризуют степень удовлетворенности человека жизнью в целом. А потому ощущения человека в отношении своего социального самочувствия зачастую представляют гораздо больший интерес.

Индекс социального самочувствия учитывает три аспекта: защищенность от социальных опасностей, степень удовлетворенности жизнью в целом и социальный оптимизм. Опрос, проведенный в рамках проекта «Социокультурный портрет региона» летом 2007 года*, показал, что жители Ульяновской области чувствуют себя достаточно защищенными от социальных опасностей. Однако ощущение защищенности от притеснений из-за национальности, возраста, пола, религиозных убеждений гораздо выше, чем от бедности, произвола чиновников и правоохранительных органов. А наименее защищенными люди себя ощущают от преступности.

Как выяснилось, среднестатистический ульяновец доволен своей жизнью настолько же, что и среднестатистический россиянин. Коэффициент удовлетворенности жизнью в целом по Ульяновской области (подсчитан как взвешенная средняя арифметическая величина) равен 0,67, в среднем по России – 0,66. А оценка уровня социального оптимизма складывается из отношения индивидов к своему прошлому и будущему, тенденций изменения своего положения с течением времени, уверенности в будущем. Эти показатели в Ульяновской области также близки к общероссийским (см. табл. 1, 2).

По мнению большинства опрошенных (63,9%), наше будущее зависит от нас самих. Влияние властей и руководителей по месту работы не отрицается, но не столь значимо. Усиливается осознание роли семьи, друзей, земляков в формировании будущего.

СТЕРПИТСЯ – СЛЮБИТСЯ?

При близких значениях коэффициента удовлетворенности жизнью ульяновцы опережают население всей России (в среднем) по уровню социального оптимизма и защищенности от опасностей. На основании этого исследователи делают вывод: Ульяновская область, с точки зрения ее жителей, является достаточно комфортным регионом для проживания.

Но принцип «стерпится – слюбится» срабатывает не всегда. Это видно и из ответов на вопрос: «Какие чувства вы испытываете к своему региону?». Рады, что живут здесь, около 18% респондентов. 39% «в целом довольны жизнью, но есть и то, что не устраивает». 17% не испытывают никаких особых чувств к региону. 14% недовольны жизнью в регионе, но привыкли и уезжать не собираются. 8% хотели бы уехать из региона. 2% хотели бы уехать из России.

Иерархия же системы ценностей у жителей Ульяновской области такова: жизнь человека, семья, общительность, благополучие, порядок, свобода, независимость, работа, инициативность, традиция.

ЗАНЯТ – ЗНАЧИТ ОБЕСПЕЧЕН

Человеческий капитал – самый ценный ресурс региона. Потому особый интерес представляет изучение экономической активности населения и его трудовой мотивации (см. табл. 3). Как выяснилось, в Ульяновской области немало людей, готовых к напряженному труду за высокое вознаграждение и к рискованным моделям экономического поведения.

– Можно предполагать, что в ближайшие годы в регионе следует ожидать значительных сдвигов в социальной и профессиональной мобильности населения, которые были задержаны торможением рыночных реформ до 2000 года, – делают вывод исследователи.

Численность занятого населения в экономике Ульяновской области имеет тенденцию к сокращению: в 1995 году – 668,5 тыс. человек; в 2006-м – 606,3 тысячи, в мае 2009-го – 578,7 тысячи. А средний возраст занятого населения медленно, но верно приближается к 40 годам.

Тенденция к старению населения влечет за собой ряд серьезнейших социально-экономических и демографических проблем. Любопытны в этом плане данные об изменении отраслевой структуры занятых в Ульяновской области с 1992 года по 2006-й. Уменьшается число работников в сельском и лесном хозяйстве, строительстве и промышленности, науке. Сохраняют численность транспорт и связь, культура и искусство. Растет число занятых в торговле и общепите, сбыте и заготовках, ЖКХ и бытовом обслуживании, социальном и пенсионном обеспечении, в сфере финансов. Уровень роста – от 27 до 80%. Самый же колоссальный скачок (более чем на 200%) – в отраслях управления.

МЫ НЕ ИННОВАТОРЫ

Для развития региона принципиально важен такой показатель, как способность к инновациям. Если учитывать число организаций, выполняющих исследования и разработки; персонал, занятый этой деятельностью; количество патентных заявок и выданных охранных документов, то уровень инновационного потенциала Ульяновской области достаточно высок. Но есть и другие показатели.

Так, на вопрос «Участвовали ли вы в последние пять лет в создании и/или внедрении чего-либо нового (новой фирмы, общественной организации, нового оборудования, продукта)» отрицательно ответили 78,6% респондентов. 7,2% «участвовали наравне с другими», затруднились ответить 4,1%, отказались от ответа 6%. И лишь 4,1% респондентов заявили, что участвовали в инновациях как организаторы.

А реакция внешней среды на проявление инновационных инициатив, увы, не всегда положительна (см. табл. 4). Как показывает исследование, наиболее «инновационно благоприятной» средой являются малые города.

ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ

Предметом изучения в рамках проекта «Социокультурный портрет региона» стали также образовательный уровень и профессиональный потенциал жителей региона, культурный потенциал и культурный капитал, уровень гражданской активности и развития местного самоуправления, электоральные настроения и наличие прав и свобод человека.

Исследователи приходят к выводу, что в целом население Ульяновской области проявляет низкую гражданскую и инновационную активность, недоверие органам власти. Для значительной части ульяновцев характерна адаптационная модель выживания, приспособления, а не развития.

Область пока не вышла на уровень устойчивого развития по уровню доходов, качеству жизни, гражданской и экономической активности населения. Наблюдается устойчивая тенденция роста числа людей с наибольшими доходами и стабилизация доли людей с наименьшими доходами на уровне 6,4%.

Рост реальной заработной платы начался с 2000 года. С 2002 года наблюдается рост реальных доходов населения. Однако сохраняется высокий процент населения с доходами ниже прожиточного минимума. А начиная с 2002 года, растет коэффициент дифференциации населения по доходам.

При этом значительная часть населения выражает удовлетворенность своей жизнью, считает себя защищенной от многих социальных опасностей. Регион имеет потенциал для развития: более 30% людей готовы много работать и рисковать; достаточно высок научно-технический и инновационный потенциал (индекс инновативности равен 0,275 – выше общероссийского, третий в Приволжском федеральном округе).

Основной вывод исследователей таков: для более динамичного социально-экономического развития региона социокультурный потенциал населения области используется еще недостаточно.

Людмила Алексеева

ВЗГЛЯД НА РЕГИОН

На вопросы «ДО» отвечают авторы исследования «Социокультурный портрет региона» – доктор политических наук, завкафедрой социологии и политологии УлГУ НИНА ДЕРГУНОВА, кандидаты экономических наук, доценты кафедры социологии и политологии МАКСИМ СВЕТУНЬКОВ и АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ.

– Чем уникален проект, над которым вы трудились три последних года?

М. С.: Проект выполнен в рамках программы Института философии Российской академии наук «Социокультурный атлас России» и впечатляет масштабностью. На сегодняшний день в проекте участвуют восемь регионов, география исследования – от Смоленска до Тюмени. Постепенно подключаются все новые участники, и инициаторы проекта надеются, что со временем все регионы страны получат свои «портреты».

Учеными-социологами разработана методика, позволяющая всесторонне рассмотреть регион, выявить его характерные черты по целому ряду показателей. В рамках официальной статистики остается «за кадром» все, что нельзя измерить в рублях, тоннах, километрах. Однако мы живем в обществе, и то, как люди оценивают свою жизнь, к чему стремятся, – не менее важно, чем статистические показатели. Именно на это – изучение как социальной реальности, так и представлений людей, – направлен данный проект.

– В чем заключалась работа?

А. В.: Мы начали работу в 2007 году, когда, подав заявку в Российский гуманитарный научный фонд, получили грант на проведение первого этапа исследования. Провели крупномасштабный социологический опрос населения. Опрашивались жители Ульяновска и районов области – от малых городов до деревень. Люди благосклонно отнеслись к проекту и охотно отвечали на вопросы, несмотря на то, что анкета была очень большой (более 60 вопросов) и интервью длилось по часу-полтора. В том же году был проведен анализ статистических данных по региону и сделаны первые выводы о соответствии объективных показателей развития региона с мнением его жителей.

В 2008 году провели исследования, посвященные отдельным аспектам развития региона. Арсенал используемых социологических методов – от проведения фокус-групп и экспертных опросов до контент-анализа материалов ульяновских СМИ за 16 лет. В 2009 году мы продолжили работу по проекту, обобщая полученные данные. Результатом трехлетней работы – нашей и наших коллег из других регионов – стала коллективная монография, которая сейчас готовится к печати. В ней представлены социокультурные портреты восьми регионов России.

– Это первый подобный «портрет» Ульяновской области?

Н. Д.: Правильнее будет сказать, что это не первый, а единственный «портрет», так как таких широкомасштабных и комплексных исследований региона еще не проводилось. В нем затрагиваются практически все стороны жизни региона. Конечно, такая широта охвата приводит к тому, что некоторые проблемы оказываются недостаточно глубоко проработаны, однако, как писал Козьма Прутков, «никто не обнимет необъятного». Принципиальным отличием проекта от других социологических исследований является единство методики исследования, что дает возможность сравнивать различные регионы страны между собой.

– Почему важно знать, что представляет собой регион как социокультурная общность?

М. С.: Имея представление о том, где живешь, какие здесь есть возможности, как соотносится жизнь в твоем регионе и соседних, человек способен принимать более взвешенные решения. Но это микроуровень – то, что касается каждого из нас. Однако нельзя забывать и про макро-уровень: регион и его развитие представляют практический интерес для государства, органов государственного и местного самоуправления. А для того, чтобы управлять любым объектом – необходимо иметь о нем наиболее полную и всестороннюю информацию. Социокультурный портрет региона может быть полезен и деловым структурам, которые ищут возможности для создания и развития своего бизнеса.

– Рейтинги, индексы, коэффициенты – методик и оценок множество. В чем принципиальное отличие методики проекта «Социокультурный атлас России»?

Н. Д.: В методике используется множество показателей, большинство из которых являются общепризнанными. В первую очередь, это показатели, характеризующие объективные стороны жизни региона. Принципиальных отличий используемой в проекте методики три. Во-первых, в нее включены индикаторы, характеризующие жизнь региона с различных сторон. Во-вторых, методика позволяет изучать не только реальное положение вещей, но и ментальность населения в отношении многих проблем. И, наконец, в-третьих, одна и та же методика используется в разных регионах, присоединившихся к проекту, что создает возможность их сопоставления.

В «Социокультурном портрете Ульяновской области» мы рассчитываем несколько комплексных потенциалов: индекс сбалансированности человеческого потенциала, индекс социального самочувствия населения, индекс качества жизни, индекс инновативности региона и другие.

– Как показало исследование, по индексу развития человеческого потенциала Ульяновская область отстает от соседних регионов. В чем причина?

Н. Д.: Этот индекс состоит из трех равнозначных компонентов: душевой доход по паритету покупательной способности, долголетие, образование. Ульяновская область отстает, прежде всего, по уровню дохода и долголетия, да и условия для получения образования в Самарской области и в Татарстане несколько лучше, чем у нас.

– При этом коэффициент социального оптимизма в нашей области выше, чем в среднем по России.

М. С.: Детальное исследование этого явления не проводилось, но мы предполагаем, что объяснить его можно следующим. В течение многих лет Ульяновская область «плелась в хвосте» рыночных реформ. В итоге позиция региона в начале века была крайне неблагоприятной: спад производства, низкий уровень доходов, слабая развитость инфраструктуры. В последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Люди воспринимают эти изменения как перелом в развитии региона: изменилась тенденция – значит, завтра мы будем жить лучше, чем вчера. Кроме того, в России сложился стереотип – сравнивать свою жизнь с жизнью в столице. Так как разрыв в уровне жизни ульяновцев и москвичей больше, чем разрыв в уровне жизни москвичей и россиян, мы, жители Ульяновской области, более склонны предполагать позитивные изменения в нашей жизни.

– А чем объясняется то, что ульяновцы чувствуют себя более защищенными от социальных угроз, чем россияне в целом?

Н. Д.: Скорее всего, это связано с медленным развитием рынка, который приносит много риска в жизнь любого человека. Мы длительное время отставали и развивались в определенной степени как более закрытый регион.

– Как, по вашей оценке, изменились бы ответы ваших респондентов сегодня, «с поправкой на кризис»?

А. В.: Однозначно можно утверждать, что такие показатели, как уровень социального оптимизма, снизились бы. Однако насколько сильно – можно сказать, только проведя повторный «срез» данного исследования.

– Каков главный итог трех лет работы над социокультурным портретом региона?

Н. Д.: Портрет области – это попытка комплексно взглянуть на тот путь, который прошла область за 15 лет, не только данными статистики, но и глазами людей, их самоощущениями. Полученный портрет помогает понять тенденции развития региона, которые порой скрыты за текущими событиями. Он позволяет чуть отстраненно, с одной стороны, но с другой, сравнивания область с другими регионами, понять ее отличие, прежде всего, через человека, его привычки, быт и мироощущение.