Проходя мимо Центра народной культуры (бывшего КДЦМ), невольно обращаешь внимание на блестящие окна. Стеклянные гиганты около 30 лет были в пыли и грязи. А пришли им на помощь промышленные альпинисты одной из клининговых фирм города, руководит которой Эльмир Низамов. Промышленный альпинизм – отрасль необычная на рынке труда, а потому мы решили встретиться с Эльмиром Амировичем и задать ему несколько вопросов.
– Поясните, пожалуйста, что такое промышленный альпинизм и клининг?
– Промышленный альпинизм – это специальная технология выполнения высотных работ на промышленных и других объектах с использованием альпинистских методов продвижения и страховки. -Клининговые фирмы довольно часто используют методы промышленного альпинизма для выполнения задач по очистке стекол и фасада. Они же (клининговые фирмы) занимаются очищением крыш от наледи и снега.
– Как возникла идея организовать клининговую фирму?
– С подросткового возраста увлечен альпинизмом, занимался профессионально при клубе ФСК “Азимут”, не раз штурмовал вершины Кавказа и Урала. Обстоятельства сложились так, что увлечение спортивным альпинизмом перешло в альпинизм промышленный. Сам сейчас только руковожу, у меня в штате около 10 человек.
– Насколько данная деятельность актуальна для Ульяновска?
– Есть спрос, и заказы поступают регулярно. С весны до осени моем стекла, а в зимний период убираем наледь с крыш.
– Каким должен быть промышленный альпинист?
– Не моложе 18 лет, обязательно прошедшим медосмотр и признанный здоровым, владеть определенной строительной специальностью, иметь удостоверение промышленного альпиниста с отметкой о ежегодной аттестации. Первые полгода новичок трудится под присмотром опытного мастера, и только потом ему предоставляется самостоятельность, естественно, если он справлялся с прежними заданиями. Морально человек также должен быть подготовлен – не бояться высоты, обладать стрессоустойчивостью.
– Получить профессию промышленного альпиниста можно, наверное, только в других городах?
– Как ни странно, нет. В Ульяновске есть НП СТК “Семь ветров”- учебное заведение, дающее высокий уровень подготовки и знаний в области промышленного альпинизма.
– Плюсы и минусы в этой профессии существуют, как и везде?
– К плюсам я бы отнес сочетание романтики, эксклюзивности в большинстве выполняемых работ и достаточно высоких для нашего региона заработков (около 20-30 тысяч). К минусам – сезонность работ, возрастные ограничения – после 45 лет специалист, как правило, вынужден менять профессию.
– Какой заказ вам было особенно приятно выполнять?
– Мы рады любому заказу. Но особенно приятно было работать в Центре народной культуры. Учреждение в самом центре города находилось в неприглядном состоянии. Сейчас же все заметили, что оно сверкает чистотой. Приятно осознавать, что делаешь полезное дело для людей.
Промышленный альпинизм появился как классический пример инновации в строительной индустрии. Перед возведением плотины Гувера в США в начале 1930 годов возникла необходимость очистки и закрепления стен каньона от подвижной скальной породы. Вода, замерзая и оттаивая, оставляла глубокие трещины и каверны в скале. Эту задачу выполнили профессиональные горняки-шахтеры, использующие одну веревку и примитивное оборудование. Они делали шурфы в скале и закладывали в них динамит. Недостаточная альпинистская подготовка, отсутствие необходимого снаряжения и несоблюдение техники безопасности привела к большому числу жертв.
В Советском Союзе впервые промышленный альпинизм начал применяться во время Великой Отечественной войны. Альпинист Михаил Бобров, Герой Советского Союза, во время блокады Ленинграда в составе бригады альпинистов участвовал в маскировке золотых шпилей Петропавловской крепости и Исаакиевского собора, лишая фашистов возможности вести по ним прицельный огонь. В 1970 годах появилось надежное альпинистское снаряжение. Широкое распространение промышленный альпинизм как технология и как профессия приобрел в начале 1980-х.
Татьяна Кравцова