Какая на селе самогонка без информационно-консультационных центров? Жители они должны знать, как самогонный аппарат устроен, чтоб продукт качественным получался. Вот министр Якунин, видимо, так подумал. И посодействовал, чтоб на информационно-маркетинговые дела в села деньги выделили.

Программы целевые с думой о России

Я человек городской. Но в сельской местности бывать иногда приходится. Удручающее, скажу я вам, зрелище открывается взору в наших деревнях и селах! Магазины с заколоченными окнами и ржавыми замками на дверях, обшарпанные полуразвалившиеся клубы, убогие отделения связи и заколоченные фельдшерско-акушерские пункты, попавшие под каток оптимизации. Грязь непролазная. Запустение и тлен. Поэтому, когда я слышу слова «социальное развитие села», мне представляется, что начинаться оно, развитие это, должно с того, чтобы магазины работали, в клубах было тепло, уютно и интересно. И чтобы на прием к врачу селянам не нужно было добираться за десяток верст, и на тракторе.

Об этом же, наверное, думали и президент России и министры правительства, когда разрабатывали федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». Наивные (и президент, и правительство, и я вместе с ними)! Не знаю, как, там, где, а в нашей области социальное развитие села начинается не с этого. Оно у нас начинается… с обустройства чиновников. Тех, которые это развитие торм… ну, то есть, продвигать и контролировать должны. А как без этого? Ведь чиновник у нас – главная фигура, соль земли, так сказать. И случись сегодня, вдруг, ему исчезнуть, завтра у нас и солнце не взойдет. Да-да…

Летом прошлого года поручила Федеральная служба финансово-бюджетного надзора своему территориальному управлению по Ульяновской области проверить (номер поручения 43-01-04-25/506) как областной Минсельхоз федеральные деньги, на целевые программы выделяемые, расходует. В том числе и на программу «Социальное развитие села». Вот, в ходе это проверки и открылись социальные «приоритеты» областной власти.

Вот, скажем, директор департамента аграрной политики и развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ Дмитрий Торопов и министр сельского хозяйства области Александр Якунин утвердили Перечень строек и объектов на 2006 год, финансируемых за счет государственных капвложений.

Согласно этому перечню, объем государственных капитальных вложений на 2006 год на реализацию мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания ( создание и открытие информационно-консультационных центров) составил 1 350 тысяч рублей. Но, как показала проверка, «по данным бухгалтерского учета на лицевой счет Департамента сельского хозяйства Ульяновской области в 2006 году денежные средства на вышеуказанные цели не поступали». Вроде, как рассудили в Москве, что с центрами этими и подождать можно – не главное это.

Когда денег “как у дурака морковки”

А вот господин Якунин считал, похоже, по-другому. Ведь ИКЦ, это что? Правильно, это рабочие места. Для чиновников. И потому дожидаться, пока госбюджет раскошелится, в ведомстве Якунина не стали. Тем более денег этих у нас, как выразился недавно губернатор “Как у дурака морковки”. Так что средства на создание ИКЦ и двух его филиалов – в селе Новоспасском и в поселке Октябрьский Чердаклинского района – выделили в полном объеме. Для головной конторы 650, а для филиалов – по 350 тысяч рублей.

Кроме этого, областной Минсельхоз в лице господина Якунина заключил с ООО «Торговый дом «Раздолье» (гендиректор Сергей Гребенников) государственный контракт от 21.12.2007 года (№ 02-2007/ИКЦ) на поставку компьютерной и оргтехники, серверного, сетевого и мультимедиа оборудование для ОГУ «Информационно-консультационного центра АПК». Общая сумма контракта 973,5 тысяч рублей. Вся техника была получена 24 декабря 2007 года (накладная №5934) и передана ОГУ ИКЦ.

Я, конечно, не бухгалтер, на аудитор. Поэтому не удивительно, что возник у меня вопрос: а на что же миллион триста тысяч-то выделяли? Понятно, что Якунин не отец наш небесный и из праха творить не научился. Но, если учесть, что ИКЦ располагается в Доме Советов, то сотворить министру нужно было только приказ о создании очередной чиновничьей структуры. Неужели на бумагу с чернилами да на красную ленточку с ножницами так потратиться пришлось?

Короче, говоря, ответа на этот вопрос я в акте Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области от 18 июля 2008 года не нашел. И стало мне интересно, а что это за ИКЦ такой, что без него селу нашему ну, никак не обойтись в своем социальном развитии?

В Интернете, говорят, есть все. Но вот информации о деятельности ОГУ «Информационно-консультационного центра агропромышленного – комплекса» города Ульяновска (а почему не Ульяновской области, собственно говоря? Какой в Ульяновске может быть АПК?) там крайне мало. Висит информация о каком-то совещании в Новоспасском районе, да приведен перечень услуг, оказываемых центром сельскому населению.

Каких услуг, спросите? Самых необходимых, просто жизненно важных для жителей села. Например, предоставление информационно-консультационных, маркетинговых услуг, услуг ценового мониторинга предприятиям, организациям и учреждениям агропромышленного комплекса Ульяновской области. Ну, как? Разве может сегодня селянин без мониторинга? Нет, не может. Ему, селянину, мониторинг этот сегодня дороже хлеба, знаете ли. А уж без внедрения современных программных продуктов и информационных технологий ему и вовсе труба. Там же, в селе-то, компьютеры в каждой избе сегодня. И специалисты ИКЦ запросто любой бабе Мане и продукт программный обеспечат, и сайт создадут (эта услуга в прейскуранте ИКЦ тоже имеется). А если она, скажем, самогону нагонит, так ей и маркетинговые исследования проведут – все как в лучших домах, как говорится. Только плати, успевай.

Подивился я прейскуранту, и захотелось мне узнать, кто же это у нас такой продвинутый руководитель, что несет в село все самое передовое, минуя элементарные бытовые и социальные удобства? Щелкнул мышкой еще по одной ссылочке и… вот он, прошу любить и жаловать – Юрий Алексеевич Рогов, собственной персоной! Тот самый, который в замах у Юрия Горячева ходил, помните? Ну, чернявый такой, усатый, вспомнили? Все-таки номенклатура, это, братцы, сила. С ней (в ней) не пропадешь…

Ну, а дальше-то что? Ну, создали ИКЦ, ну рассадили по мягким креслам десяток-другой чиновников, а селу-то от этого что? А ничего, село-то тут причем? Селу оптимизация. Никакого развития социалка на селе не получила. Скорее, наоборот. А вот ИКЦ развивается в этом плане нормально так. Вот, не далее как 27 июля этого года аукцион провели по линии госзакупок – легковой автомобиль для центра покупали за 500 тысяч. Не уазик, надо полагать – не агрономы, чай, сидят в ИКЦ, чтобы по полям да лугам мотаться.

Вот такие дела, товарищи. Москва нам деньги на федеральные программы шлет, о селе нашем заботится. А чиновники наши о ком? Не о тех ли роговых, которым тоже жить на что-то надо. А Москва… До нее далеко…

Слава Митрич