Завершил работу международный авиационно-космический салон МАКС-2009. Ульяновская область презентовала на нём коллективную экспозицию под брендом «Ульяновск – авиационная столица России», представленную региональными предприятиями авиационной отрасли, вошедшими в число 221 иностранных и 436 российских организаций, участвовавших в работе салона. И отвоевала-таки звание авиационной столицы России!

Заказ старых в залог новых

В частности, самолётостроительный завод ЗАО «Авиастар-СП» представил новый лайнер Ту-204-300 с новейшей авионикой и салоном повышенной комфортности. В рамках авиасалона борт лайнера посетили первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Как сообщается, ульяновская машина среди прочих ТУ-шек выглядела достойно (одна лишь делегация из Татарстана представила на авиасалоне две модификации знаменитой российской марки – Ту-214СР и среднемагистральный Ту-334) и экскурсией высокие чины остались весьма довольны.

Произвел 204-300 в ульяновском исполнении должное впечатление и на промышленников. Результатом этого явилось то, что компания – одна из возможных заказчиков объявила о намерении доверить производство 15 машин модели Ту-204СМ именно симбирским авиастроителям. Названные лайнеры должны в рамках лизинга пополнить парк авиакомпания «Атлант-Союз».

Прямого контракта между лизинговой компанией и «Авиастар-СП» на изготовление самолётов ещё нет. На данный момент идут споры о его стоимости. Сумма контракта по Ту-204СМ может составить 22 миллиарда рублей. Это если исходить из реальной стоимости изготовления самолётов, которая (с учетом дополнительных опций по требовании авиакомпании) может доходить до полутора миллиардов рублей за единицу.

Однако заказчик, планирующий кроме Ту-шек обзавестись ещё и 30 самолетами Ан-148, заказ на которые достался воронежским самолётостроителям, готов выделить на оплату обоих контрактов в совокупности лишь 38,4 миллиарда рублей). И какое количество денег из этой суммы достанется ульяновским производственникам — большой вопрос.

Кроме того, эксперты сомневаются в реальности сроков, поставленных перед авиастроителями. «Мы должны начать поставлять Ту-204СМ во второй половине 2011 года, а дальше — ежемесячно по одному самолету», – заявляет генеральный директор компании-заказчика. «Авиастар-СП» берётся выполнить заказ в течение 2011-2012 годов, однако, руководство предприятия спешит оговориться, что программа по строительству окажется выполнимой при условии, если будет достаточное количество заказов на прежние серии Ту-204 в 2010 году. Это обеспечит достаточный уровень оборотных средств, необходимых для того, чтобы осваивать глубоко модернизированную версию знаменитой модели ТУ-204, ради которой, собственно, всё и затевалось.

Разбор полётов

Кроме Ту, Ульяновску грозит стать ещё и городом, обеспечивающим поставку деталей для самолёта «Сухой Суперджет» – об этом достигнута договорённость правительства области и руководства компании-изготовителя летающих машин. Кроме того, предполагается, что под производство Суперджет новые заказы получит ульяновское конструкторское бюро машиностроения.

Сейчас Sukhoi Superjet-100 называют новой рабочей лошадкой гражданской авиации России. Ещё на прошлом авиасалоне были представлены расчёты, предусматривавшие серийное использование этой модели уже в текущем году. Специально для Superjet, в частности, предстоит обучить пилотов (пока нет ни одного тренажера) и приспособить самолет под инфраструктуру российских аэропортов. Но уже сейчас у нас летает три самолета, которые выполнили более 300 полетов по программе доводочных и сертификационных испытаний и налетали более 800 часов, а также есть 54 твердых заказа для внутреннего рынка от российских авиаперевозчиков. Так что, сотрудничество с компанией «Сухой» может, при удачном раскладе, обернуться весьма выгодной операцией.

Ещё одним знаковым последствием МАКС-2009, по которому пока больше говориться, чем делается, должен стать старт производства на предприятиях нашего региона аэростатического термобаллистируемого летательного аппарата типа «локомоскайнер» (АТЛА) — в просторечье «летающей тарелки». В ходе работы авиасалона руководством нашего региона и производителем АТЛА было подписано соглашение о намерениях. Но пока и только лишь.

Наибольшее значение предавалось обнародованию соглашений о сотрудничестве между правительством Ульяновской области, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и некоммерческим партнерством «Национальный центр авиастроения», а также возможному заключению в рамках салона ещё двух – с правительством Московской области и городом Жуковский.

Их результатом должны были стать всяческие блага для различных организаций нашего региона, занятых в системе авиапрома, включая самое главное — привлечение инвестиций. В совокупности все названные блага называются созданием кластера, который «ДЗ» недавно представляла своим читателям. Он должен объединить самолетостроительное производство, поставщиков комплектующих, конструкторское бюро, два аэропорта, ряд авиакомпаний, сервисные и логистические службы, а также образовательные учреждения, готовящие профильных специалистов.

Наряду с Ульяновском в конкурсе на организацию кластера и обладание звания авиационной столицы России, претендовали Самара, Казань и, вы подумайте! – Москва. Однако Ульяновск обскакал на повороте всех без исключения: и звание, и все сопутствующие ему сладкие плюшки достанутся нам.

Пользуясь случаем, губернатор Сергей Морозов настоятельно просил Басаргина ускорить перечисление средств из федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта по созданию особой экономической зоны портового типа на территории Ульяновской области. Теперь, остаётся лишь ждать, каков будет положительный ответ правительства федерального. Собраться с новыми силами отечественному авиапрому необходимо уже к 1 октября. После проведенного на этой неделе в Жуковском разбора полетов, Владимир Путин ждет специальной программы по оздоровлению российской авиации.

Екатерина НОВИЦКАЯ

Врез

Самолет Ту-204СМ является глубоко модернизированной версией узкофюзеляжного самолета Ту-204, на котором устанавливается новый комплекс авионики, модернизируются кабина, шасси и двигатели, в большом объеме используются композитные материалы, вес пустой конструкции должен уменьшиться на 4 тонны. Предполагается глубокий контроль систем самолета, повышенные надежность оборудования и комфорт для пассажиров. Модель приближена к Ту-214, «чтобы снять внутреннюю конкуренцию похожих моделей». В конце июля этого года на «Авиастаре» уже начата работа по сборке новой модели.

Врез 1

Сейчас «Илы», «Яки» и «Тушки» еще советского производства стремительно стареют. Крупнейшие мировые производители пассажирских лайнеров уже приготовились к очередному этапу борьбы за российский авиарынок. Один из постоянных поставщиков самолетов в Россию компания Boeing на днях озвучила ошеломляющие результаты исследования нашего рынка воздушных судов. Специалисты прогнозируют устойчивый рост ежегодной потребности в самолетах, в среднем, на 5% в течение ближайших 20 лет, российским авиакомпаниям дополнительно понадобятся 1050 самолетов. Из них примерно 60 % составят новые машины.