Даже данные всезнающей статистики сегодня не могут дать точного представления о том, сколько скота у нас в области. Согласно все тем же статданным поголовье крупного рогатого скота в области сейчас составляет 167 тысяч голов. Из этого количества около 80 тысяч голов коров, 24 тысячи коров содержатся в личных подворьях. Сокращение по молочному стаду в этом году составляет 5,5% к уровню прошлого года. Прежде всего, сокращение происходит за счет личных подворий.

Объяснение причин сокращения поголовья весьма простое. Это массовый завоз продуктов питания в Россию из-за границы. Например, в Белоруссии поддержка государством АПК составляет 15% от расходной части бюджета. В России такая поддержка ограничивается лишь 3%. Поэтому белорусы могут себе позволить продавать свою мясомолочную продукцию дешевле, чем российские производители. Последним приходится делать это чаще всего себе в убыток. Отсюда и вынужденное сокращение поголовья скота. Если корова вам приносит убыток, вы не будете ее держать.

По различным оценкам в личных подворьях на территории Ульяновской области поголовье крупного скота сократилось за год почти на 14 тысяч голов. Сократился и валовый надой молока, ранее сдаваемый владельцами личных подворий. И все-таки, эти цифры не в полной мере отражают реальное поголовье. Ведь коров никто ежемесячно не пересчитывает. В хозяйственные книги животных записывают свои, деревенские чиновники, Они делают это практически всегда со слов владельца скота. Приходят, например, к бабушке чиновники из сельской администрации: «Баба Маня, тебе записать корову? – Да не надо! За воду нужно будет платить, за газ». Опасения бабушки не беспочвенны. Согласно действующим правилам, если на подворье нет приборов учета, то хозяев заставляют платить за каждую голову скота. Немалую роль играет и вековечный страх крестьянина перед необходимостью платить налоги. Стоит чиновнику спросить сельского жителя, сколько у него живности на подворье, первая мысль, которая появляется у крестьянина, это опасение, что его потом задушат налогами. Поэтому если он держит две-три коровы, то говорит, что у него одна.

Для того чтобы наладить реальный учет скота, который держит население, федеральные и региональные власти планируют провести эксперимент. Суть этого «соломонова решения» заключается в следующем. В этом году планируется выделить на поддержку животноводства в Ульяновской области из федерального бюджета 42,3 миллиона рублей, из регионального бюджета еще 9 миллионов рублей. Половина этих денег пойдет сельхозпредприятиям, где практически нет проблем с учетом скота. Из второй половины денег населению будет выплачиваться определенная сумма за каждый сданный литр молока. Кроме того, поскольку не возможно подсчитать, сколько молока дают личные коровы, сколько владелец коров продает молока, а сколько потребляет его семья, каждому крестьянину, у кого имеется зарегистрированная корова, в этом году власти будут выплачивать по 500 рублей в оставшиеся до конца года месяцы. В следующем году планируется суммы выплат увеличить. Вполне естественно, что за коров-нелегалов их владельцы не получат ничего.

На первый взгляд вполне разумная мера. Но вот сработает ли она у нас в России, вопрос, как говорится, интересный. Ведь не стоит сбрасывать со счетов вековечную привычку российских крестьян содержать свой скот в полупартизанских условиях. Насколько эффективным будет «соломоново решение» властей о выплате компенсаций за легализированных коров, мы увидим в течение ближайшего года.

Юрий КОРАБЛЕВ