5 месяцев назад группа депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области – Алексейчик В.В., Кругликов А.Л., Куринный А.В. и депутат Государственной Думы Российской Федерации Корниенко А.В. обратились к губернатору Ульяновской области по поводу неудовлетворительного положения с оказанием медицинской помощи населению региона в 2009 году.

Депутаты обратили внимание на острый дефицит программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению области на 2009 год, критическую ситуацию с обеспечением основных статей расходов лечебных учреждений. В частности отметили, что крайне недостаточно выделено средств на закупку медикаментов и обеспечение питанием больных, что, безусловно, скажется на эффективности лечения. Выразили свое несогласие с непродуманной «оптимизацией» лечебного процесса в виде сокращения коечного фонда, ликвидации участковых больниц в сельской местности, сокращения штатов лечебных учреждений и составов дежурных бригад стационаров. Одновременно депутаты посчитали, что недопустимо решать проблемы недофинансирования отрасли и покрывать управленческие просчеты за счет жителей региона. То есть путем роста объема платных услуг вместо бесплатных, предусмотренных программой госгарантий, снижением качества и доступности медицинской помощи для населения. Было также отмечено, что на фоне острой нехватки финансовых средств вскрываются случаи крайне неэффективного расходования имеющихся ресурсов: закупки дорогостоящего оборудования и медикаментов по завышенным ценам. Были предложены и конкретные меры для улучшения ситуации.

Однако обращение как водится, было воспринято без особого внимания. Ответ пришел за подписью исполняющей обязанности министра здравоохранения Карауловой В.Г. Общий смысл – не волнуйтесь – все идет в соответствии с распоряжениями и инструкциями, принятыми «для улучшения медицинской помощи населению». Среди оборотов классического чиновничьего языка с обилием ссылок на решения «самого» губернатора, можно отметить ряд интересных деталей. Ульяновская область, оказывается, не попала в федеральный «пилотный проект» и поэтому, перейдя на одноканальное финансирование, осталась с дырой в бюджете здравоохранения более миллиарда рублей. Затраты на приобретение медикаментов и обеспечение питанием больных уменьшились в 2009 году 1,5-2 раза. На оплату продуктов питания в стационарах области тратиться в среднем 50 рублей в сутки, но это (внимание!) без «учета переходящих остатков продуктов с 2008 года», что естественно «кардинально» меняет ситуацию.

Обошел вниманием губернатор (в лице исполняющей обязанности министра) и факты государственных закупок по завышенным ценам. «Осуществление государственных заказов всех лечебных учреждений здравоохранения основываются на положениях федерального законодательства» – констатируется в ответе. Вопрос же, почему основанные на федеральном законодательстве госзакупки проводятся по завышенным ценам, так и остался без ответа. Правительству было предложено разработать ряд прозрачных и ясных критериев, характеризующих доступность и качество медицинской помощи в регионе. И проводить все реформы только при обязательном условии, сохранения, как качества, так и доступности медицинской помощи для населения. Ответ министерства вдохновляет – такие критерии, оказывается, разработаны, но могут быть применены лишь после завершения реформ (?!). То есть, когда особой надобности в них не будет. А пока в этом году министерство планирует сократить 394 койки и 260 человек персонала. Штатная численность персонала и далее будет приводиться в «соответствие с реальной потребностью населения». Видимо эта потребность чиновниками ощущается лучше, чем жителями отдаленных деревень. При этом «приведение в соответствии с нормативами…не сопровождается ликвидацией участковых больниц». То есть участковые больницы закрываются, а в министерстве этого, получается, не знают? Сроки ожидания на госпитализацию в стационар, оказывается, не превышают 1 месяца, так как у нас эффективно работает амбулаторное звено, и количество обращений к участковым врачам прогрессивно растет (естественно в соответствии со спущенными сверху нормативами). «Ни в одном муниципальном образовании не сокращены специалисты дежурных бригад» – констатируют чиновники! Между тем сокращения дежурных бригад в рамках «оптимизации» имели место в БСМП, ЦГБ, 1 городской больнице! После таких открытий с известной долей скепсиса стоит относиться к информации о том, что «объем платных услуг в 2009 году по расчетам министерства составит около 510 млн. руб., что приблизительно соответствует уровню 2008 года».

И только через два месяца губернатор уже с подачи исполняющей обязанности министра здравоохранения поведал общественности обо всех вышеупомянутых проблемах, но как о только что выявленных. Глаза неожиданно открылись, и началась бурная деятельность (на бумаге) по предотвращению и недопущению. Одновременно из уст губернатора вся область узнала о чудо зарплатах медиков. Врачи 45, медсестры – 35, санитарки 17тыс. руб. в месяц. Только массовое возмущение медицинских работников позволило прояснить ситуацию. Оказывается, реальный рост в целом по отрасли составил несколько процентов, а врачи так и вовсе проиграли от нововведений в зарплате. Неожиданными для руководства региона оказались и цифры, озвученные министром Голиковой (о росте в области детской смертности, туберкулеза и др.), свидетельствующие о неблагоприятной ситуации со здоровьем населения и качеством оказания медицинской помощи в области.

Вот так и получается – все прекрасно у нас на бумаге и в отчетах, а в жизни совершенно не так. Истинная картина скрывается под мишурой разного рода праздников, демографических инициатив, конгрессов и памятников. А действительно необходимая и значимая работа проводится путем тупого административного давления на органы местного самоуправления без учета интересов населения, либо подменяется имитацией бурной деятельности и пиаром.

Указанное обращение не претендовало на роль истины в последней инстанции, но проблемы не исчезнут, если их просто не замечать и игнорировать. Они все равно дадут о себе знать в виде повышения смертности, снижения качества жизни, и в конечном итоге в виде усиления недоверия к существующей власти.

Алексей КУРИННЫЙ, депутат ЗСО, кандидат медицинских наук, врач-хирург БСМП