Юбилей писателя
В конце января 2009 года ульяновская литературная общественность отметила 70-тилетний юбилей известного ульяновского журналиста и писателя
Геннадия Ивановича Дёмина.
Уважаемый Геннадий Иванович!
От имени Правительства Ульяновской области и от себя лично поздравляю Вас с юбилеем!
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, личного счастья, оптимизма и терпения, исполнения многих желаний, мира, добра, благополучия Вам и Вашим близким. Пусть удача будет Вашей доброй попутчицей и сопутствует Вам во всём, оправдаются все Ваши надежды и всё задуманное исполнится!
С уважением, Губернатор, Председатель
Правительства ордена Ленина
Ульяновской области С.И. Морозов
22.01.2009г.
С верой в силу слова
Он относится к числу «незаметных» авторов. Видимо, это объясняется его личными качествами. Насколько мне известно, большинство поэтов и писате-лей шли (и сегодня идут) на любые шаги, чтобы быть признанными. Споры, хождения по инстанциям, поиски «лучших» друзей – всё идёт в дело, лишь бы не оказаться на обочине. Геннадий Иванович лишён этих амбиций. И, кстати, вряд ли его за это нужно хвалить. Между тем он писал в своё время добротные стихи. Печатали их безоговорочно, не возвращая на доработку. Были рецензии и отзывы. На его раннее творчество я наткнулся случайно. Работая во Дворце книги, вышел на каталоги местных авторов. Н.Благов, Е.Мельников, Н.Полотнянко, В.Дворянсков, Н.Рябинин… Десятки известных имён. И вдруг Г.Дёмин. Тут же позвонил автору. Геннадий Иванович с удив-лением вымолвил: «Не может быть». Оказывается, он и не знал, что на него в краеведческом отделе Дворца книги заведёно «дело», но признался, что было время серьёзных увлечений поэзией.
Заглянуть в первые творения поэта всегда интересно. Не только потому, что они первые, но и потому, что в них отражается непосредственность восп-риятия, впитывание жизни такой, какая она есть. Уж потом литераторы начи-нают приспосабливаться. К условиям, к людям. Иногда приходится писать даже по заказу. Одно из первых стихотворений называется «Приревновала». В нём автор находит свои краски, сравнения, эпитеты: тропа вдольречная, берёза шумнолистая. А приревновала девушка парня только потому, что он всегда назначал свидание под берёзой и ни на шаг не отходил от этой «строй-ной белоснежки». Серьёзно звучит стихотворение «Речка», в котором подни-мается тема свободы. Она, речка, находится пока «в тисках ледовых», но нагрянет весна, и она «сбросит льда оковы». Таков восемнадцатилетний поэт Геннадий Дёмин. Но на следующий уже год вышло его творение, которое посвящено большому событию – 40-летию комсомола. Газета «Ульяновский комсомолец» в тот день вышла большим форматом. И единственное в номере стихотворение «Наш комсомол». Автор берётся за большую тему и прекрас-но с ней справляется. Символом выступает паренёк, которому «с сиреневой ветки птаха песенок не певала». Он прошёл вместе со страной и огонь, и во-ду, воевал, строил, снова воевал, «дзот закрыл у Чернушек», поднимал цели-ну, «паренёк тот почти безусый» находился там, где трудно:
Сорок лет прошагал, не старясь,
Паренёк в заломленной кепке…
Шёл без устали, шёл без страха,
Потому – вечно молод, крепок.
Это были годы молодости, – энергии не занимать, впечатлений уйма. Вспомнил даже случай, когда они с Володей Пырковым пошли гулять на Волгу и студенческий друг предложил ему сочинить четверостишие о русс-кой реке. На победителя. Сидели на косогоре, а вдали плыли белые парохо-ды. Волга в то время действительно представляла международный туристи-ческий маршрут, к нам, ульяновцам, приезжали со всех концов земли. Сиде-ли, любовались на волжские просторы, и у каждого из них в голове зрели стихи. Сначала прочитал Володя, а потом своё искусство показал Геннадий. Пырков был человеком добрым и считался уже мастером стихосложения. Казалось, что он занят в тот момент чем-то другим, долго сидел молча, но вдруг встал во весь рост и громкогласно заявил: «Всё, победа присуждается Геннадию Дёмину!». Протянул руку и дружески обнял. До сих пор, теперь уже член Союза писателей, Дёмин считает этот жест друга случайным, но поэт Пырков никогда не говорил случайно. Он всегда видел верно.
Я не удивился, когда на одной странице молодёжной газеты под рубрикой
«Новые стихи» прочитал подборку стихов Владимира Пыркова и Геннадия
Дёмина. Два друга, два коллеги, которые вместе прокладывали тропу к литературной вершине.
Прощание и на этот раз
Трезвее, сдержаннее, строже,
А разведут дороги нас,
Не будет памяти дороже, – пишет Володя, будто чувствуя разлуку с родным краем, с теми, с кем любовались на родные просторы. А продолжает подборку Г.Дёмин стихами «Алые паруса» и «Русская Венера», где перед глазами встаёт русская красавица – богиня красоты, как мир весной, – божественна красива.
В те времена Ульяновская молодёжная газета регулярно давала литературные страницы, при редакции работал литературный кружок, который возглавляли Александр Бунин, Лев Бурдин, а в редакции трудилась молодёжь, умело сочетающая поэзию с извилистыми тропами журналиста.
В стихотворении «Не хлебом единым» автор поднимает ещё одну важную тему – каким должен быть человек. Конечно, в жизни важнее хлеба ничего нет, и эта истина звучит у автора просто и сильно:
Нет, неспроста о самом важном
Мы говорим всегда «Как хлеб!»
Хлеб – это жизнь. И знает каждый:
С ним человек мужал и креп.
Но человек может раскрыть свое «я» лишь тогда, когда шагает по жизни широко, а не будет «жить заземлено, как червь». Мы начинаем понимать философский смысл человеческой сущности лишь с годами, а молодой поэт понял это в начале своего творческого пути.
Знаю Геннадия Ивановича давно. Учились в одном институте, сидели поч-ти за одной партой. Потом сблизили нас партийная работа и журналистские тропы. Возглавлял он областные журналистскую и писательскую организа-ции. Трудился на руководящих постах. И тут мне хочется обратить внимание ещё на одно его качество. Он полностью лишён командного стиля. Образо-ванный, интеллигентный, культурный, а вот командовать не умел. Быть мо-жет, я не совсем правильно выражаюсь – командовать-то он умел, но коман-довал исключительно своим авторитетом, знанием дела и умением относить-ся к подчинённым. Такие люди созданы для будущих эпох, когда не будет диктата, а отношения людей будут строиться исключительно на взаимопони-мании и уважении. Находясь во главе журналистов, он никогда не диктовал свою волю, не помню, чтобы он повышал на кого-нибудь голос или хоть на йоту унизил достоинство. Его стиль складывался исключительно на уваже-нии и доверии. К его мнению прислушивались, с его авторитетом считались.
Писал Геннадий Дёмин и рассказы, и юморески. «Злоключения принца»,
«Мать», «Ищу себя», «Предсказание», «Сердце солдата», «В масштабах Все-
ленной», «Галагоза и киоскёрша», – вот не полный перечень его
прозаических творений. Последние его книги называются «Перекрои судьбину» и «Отходчивые сердца» – сборники рассказов.
Геннадий обаятелен в общении. В нём гармонично сочетаются ум и тактичность. Как-то Григория Медведовского спросили, с кем ему желательно ехать на встречу со школьниками. Он, не задумываясь, ответил: «Если можно, пригласи Дёмина». А на встрече ему бы читать свои стихи, а он рассказывал о коллегах, о том, чем живут местные поэты и писатели, как прошёл пушкинский праздник в Языкове, какие новые имена появились на литературном небосклоне. А от Геннадия Царькова, когда обращаюсь к нему с каким-нибудь вопросом, часто можно услышать: «Надо посоветоваться с Дёминым». Это лишь штрихи, но они говорят о многом.
К нему обращаются солидные авторы, и он всегда даёт ответы и советы, которые и полезны, и правдивы. И журналисты, и литераторы уважали и уважают его за то, что он жил и живёт их интересами.
Научу улыбаться брюзгу и зануду
И проказу двуличных лечить не забуду,
И колючей уздой присмирю бесноватых,
Я в обиду не дам без вины виноватых!
Потому он относится к слову с особой чуткостью, критично, осторожно, как и положено серьёзному художнику слова.
Александр БОГАТОВ