Напомним, мы рассказывали о деревне Борки, что в Карсунском районе, в конце декабря прошлого года. Тогда там жили буквально коммуной семь пенсионеров. Сейчас осталось шестеро – Прасковья Рыжкина, у которой умер сын, перебралась жить к свахе в Майнский район.

– Она у нас главная запевала была, – с сожалением вспоминает Валентина Алексанина. – Теперь праздники не так весело отмечаем.

А один мужчина – … … – переехал за три километра – в Белый Ключ Вешкаймского района. Женился…

Несмотря на близость к райцентру, добраться до Борков не так-то просто. По грунтовой дороге, что петляет вдоль реки и по оврагу, проехать в деревню можно не всегда – 15-минутный дождик на сутки отрезает Борки от мира.

По сухой дороге мы легко доехали до деревни. И долго сидели на травке у дома Алексаниных – расспрашивали, как живется боровчанам в таких условиях.

– Хорошие у нас условия, – говорит 83-летняя баба Катя. – Воздух, грибы, ягоды… Я лично отсюда никогда и никуда не уеду. Дети зовут в город, а я не хочу. Что я там делать буду? В четырех стенах сидеть? Не для меня это! Я потому и здоровая, что постоянно двигаюсь, работаю.

У бабы Кати солидное хозяйство. Огромный огород и целых шесть коз. Она их, несмотря на разномастность, всех зовет беленькими.

– Все беленькие! – смеется женщина. – Только один козел – Боря. Остальные – беленькие.

Александр и Валентина Алексанины, кроме коз держат овец и даже теленка. Михаил занимается пчелами. Он – единственная надежда боровчан в случаях, когда срочно надо уехать, а дорогу размыло: у Михаила два внедорожника – «Нива» и УАЗ. Правда, и на них он иногда буксует.

– Однажды, – смеется он, – от белой горы до дома три часа ехал. А там всего-то три километра!

Больше всех переживает из-за бездорожья Валентина.

– Мы со всем справимся, – говорит женщина. – Вода в колодцах есть, газ привезем, на огородах все свое. А в вот с дорогой беда. Вдруг пожар или заболеет кто – не проедут ведь! Нет, дорогу надо сделать. Там ведь совсем немного. Хорошо хоть этой зимой чистили регулярно, а летом – беда просто.

Нам довелось испытать прелести местной дороги на обратном пути. Михаил подсказал более короткий путь до Майны.

– Сейчас, – напутствовал пенсионер, – езжайте не на Таволжанку, а на Белый Ключ. Оттуда до Ховрина семь километров, а там уж и до Майны рукой подать.

Пропылив почти три километра по незнакомой дороге, мы вскоре увидели Белый Ключ. Обрадовались было, но в следующую секунду наглухо застряли в луже перед кладбищем. Правда проторчали в колее недолго – после недолгих поисков вышли на местного жителя Евгения. Он без лишних уговоров завел свой УАЗик и вскоре НАШа машина стояла на сухом месте.

– Вы у меня не первые, – говорил Евгений, отцепляя трос. – Не привыкать таких как вы вытаскивать.