Многие ульяновцы знают Антонину Андреевну Петрову как мастера декоративной аппликации: её картины из соломки не раз выставлялись в различных выставочных залах нашего города. Но это сейчас. А в прошлом Антонина Андреевна – талантливый педагог. В этом году её любимый класс средней школы № 40 отметил 50-летие со дня выпуска. Прошло полвека, а они по-прежнему вместе – учительница и ученики. Сегодня Антонина Андреевна делится с нашими читателями драгоценными воспоминаниями.
После окончания Ульяновского педагогического института в 1953 году я по распределению начала работать в 40-й школе. Школа была новая, и впервые после длительного периода раздельного обучения мальчиков и девочек снова стали учить вместе. Мне тогда шёл 22-й год. На первой линейке 1 сентября я увидела свой 5 «Б», в котором была классным руководителем. Наверное, потому, что я была молода, у меня с детьми и завязалась долгая дружба, которая длится уже более 55 лет.
Это были разновозрастные ребята: от 1939 года рождения до 1942-го. Военное детство наложило свою печать на судьбы ребят. Они были не по возрасту серьёзны и ответственны. Их отцы воевали в Финскую и Великую Отечественную войны, работали на оборонных предприятиях. На долю матерей тоже выпали нелёгкие испытания. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, стирали бельё и одежду бойцов, трудились на оборону страны.
Вот некоторые истории.
Отец Валерия Илларионова, 24-летний комбат, оборонял Москву, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Погиб под Павловском. В боях на Курской дуге пал смертью храбрых рядовой Сергушин, отец Жени Сергушиной. Её мама работала уборщицей в магазине и воспитывала пятерых ребятишек: троих своих и двоих детей умершей сестры. Дошёл до Берлина отец Славы Седенкова, политработник. Слава тоже стал военным, окончил военно-техническое училище в Энгельсе. У отца Гали Копейкиной после ранения на Финской войне была бронь. В Великую Отечественную он работал на «Володарке».
Симпатию друг к другу мы с ребятами испытывали с самого начала. После школы любили ходить в кинотеатр «Родина». Занимали весь ряд и побратски делили на всех два батона.
Через год коллектив пришлось заново сплачивать, так как после семилетки половина класса пошла учиться в ПТУ и другие учебные заведения. Их место заняли новые ребята. Мне показалось, что быстрее сплотить всех может кукольный театр.
Поставили спектакль «Аника-воин и Змей-Горыныч». Сами сделали кукол, ширму, декорации. Показывали постановку младшим школьникам, выступали на смотре художественной самодеятельности, выезжали «на гастроли» в совхоз.
Дружба рождалась на субботниках, воскресниках, спортивных соревнованиях. Мы участвовали в закладке сквера им. И.Н. Ульянова, парка «Юность». Ходили в походы по Ульяновской области. Отношения в классе были тёплые. Мальчиков было больше, и они нежно называли девочек: Зиночка, Милочка, Лидочка…
На поездку в город-герой Сталинград деньги заработали самостоятельно: разгружали вагоны, копали котлован на стройке. К лету необходимая сумма была собрана…
Путешествие по Волге на теплоходе «Капитан Гастелло» оказалось богатым на впечатления. Экскурсии по Куйбышеву, Саратову, Камышину, Сталинграду. Побывали на Мамаевом кургане, у дома Павлова, в музее обороны города.
Были в путешествии и курьёзные случаи. Как-то, проснувшись утром перед Саратовым, Юрий Табаков не смог надеть брюки – оказалось, что они зашиты сверху. Кроме того, на лампасах было вышито крестиком «Спи, мой бэби» по-английски, без единой ошибки! Но на этом чёрная полоса у Юры не закончилась.
Однажды Юра оставил свои часы на умывальнике. А поскольку умывались мы в общей для всей палубы туалетной комнате, то часы, конечно, долго там не пролежали, их кто-то присвоил. Расстроенный мальчик прибежал ко мне, он плакал и очень сильно переживал. Я собрала всю группу, рассказала о произошедшей неприятности. Ребята посочувствовали Юре, и все единогласно решили, что на общие деньги Табаков купит новые часы сразу, как только теплоход прибудет в Ульяновск. Так и сделали.
С гордостью скажу, что все мои дети стали настоящими людьми. Староста класса Александр Балыков окончил техническое училище, потом – Ульяновский политехнический институт, преподавал, работал техническим инспектором труда ЦК профсоюза, замдиректора УТЭЦ-2, заместителем технического директора завода «Контактор».
На инженера выучился и Сергей Игнатьев, трудившийся на предприятиях Ульяновска. Учёбу и работу он сочетал с участием в хоре русской народной песни. Ведущим конструктором по роботизации и автоматизации производства радиолампового завода был Валерий Илларионов. Геннадий Земляков работал наладчиком станков с ЧПУ и робототехнических комплексов на приборостроительном заводе.
По моим стопам пошла Валентина Зайцева. После химбиофака Ульяновского пединститута она преподавала в школах города.
Есть среди моих учеников военные, экономисты, инженеры, технологи, педагоги, рабочие. Сейчас они – пенсионеры, воспитывают внуков. Как и прежде, мы встречаемся каждый год, а то и чаще. Смотрим наши старые фотографии, вспоминаем дорогую нам школьную жизнь, делимся своими радостями и бедами, вспоминаем тех, кто уже ушёл от нас. А этим летом отметили ровно 50 лет после выпускного бала моего замечательного 10 «Б» класса.
Антонина Петрова